В прессе стали писать о том, что в обмене заключенными между Россией и США проглянула надежда «на шаги к миру на Украине».
Начну издалека.
Политика – вещь аморальная по определению. Потому что когда политики пытаются говорить народу то, о чем они размышляют и в чем сомневаются на самом деле, то в лучшем случае теряют власть, а в худшем – ввергают народ в пучину смуты.
Таким образом, можно лишь рассуждать о том, какой именно вид обмана народа «политически морален» (повторяю: не путать с моралью обычной, индивиуально-человеческой!), а какой – нет?
И в этом случае следует заключить, что в политике морален тот обман народа, который этому народу сулит минимум фактических жертв и потерь – при имитации достижения тех или иных по определению недостижимых целей.
И даже если в случае такого «морального обмана» народу предлагается утратить часть его фантомных благ и амбиций, такой обман остается моральным. По крайней мере, до тех пор, пока он остаётся эффективным…
Впрочем, политический обман чаще бывает аморальным. Ибо такой обман – когда на словах сулят бонусы (сплошь фантомные), а по факту требуют от народа жертв, зачастую кровавых, – легче позволяет захватить и удержать власть. Впрочем, про всё это написал главный, если не единственный, политический мудрец Нового времени Никколо Макиавелли…
А теперь – пара слов о текущем моменте, который неожиданно поманил надеждой на окончание российско-украинского конфликта. Я имею в виду состоявшийся перекрестный обмен узниками, которых одна из сторон считала политическими, а вторая – нет.
Думаю, это неслучайно произошло после того, как Джо Байден отказался от участия в президентской гонке и освободился от своих предшествующих деклараций на тему необходимости во что бы то ни стало «победить Путина», – что по факту санкционировало продолжение «войны на истощение», в которую уже давно по сути превратилось российско-украинское вооруженное противостояние.
Если я правильно понимаю, то и с российской стороны именно этот момент сочли удобным для начала «диалога», пусть даже в такой одноразово-пробной форме, и в сопровождении мотивирующих к скорейшим переговорам заявлений о том, что до ядерной войны, быть может, осталось «две минуты».
Иными словами, если США в эпоху байденовского президентского дожития предложат РФ компромисс или хотя бы начнут обсуждать очертания этого компромисса, то шанс на прекращение военных действий между Украиной и Россией – есть.
Если же этого не случится, то, на мой взгляд, даже победа Д. Трампа (а тем более К. Харрис) мало что изменит.
Ибо Дональд Трамп – далеко не голубь и, скорее всего, предложит такой унизительный для обеих сторон вариант российско-украинского «Кэмп-Дэвида», который не устроит ни Москву, ни Киев.
Ну, а Камала Харрис… Про нее, пожалуй, и вовсе умолчу.
Даниил Коцюбинский
На заставке: кадр из фильма “Мертвый сезон”