Влияние Исаака Бродского на творчество Николая Гоголя

В Музее-квартире художника Исаака Бродского (Площадь Искусств, 3) открылась выставка «Гоголь. Точки соприкосновения». Она рассказывает о малоизвестной даже специалистам истории создания мозаик для здания ГосТиМ – Государственного театра имени Всеволода Мейерхольда.

1933 год. Советское государство решает построить в Москве на Триумфальной площади новое здание Театра Мейерхольда, народного артиста республики. Проект разрабатывает известный архитектор Алексей Щусев (Казанский вокзал, Мавзолей). Он придумывает украсить главный фасад 8 мозаиками, которые изобразят сцены из гоголевского «Ревизора» в постановке Мейерхольда. Премьера спектакля состоялась 9 декабря 1926 года, он шел с неизменным успехом и стал классикой русского театра ХХ века. 

Щусев задумал мозаичный фриз длиной 85 метров и высотой 3,5 метра. Для создания эскизов архитектор пригласил молодых художников – Василия Бордиченко и Бориса Покровского. Они создали восемь картонов с натуры, посещая спектакли. 

Заказ на изготовление мозаик получила Мозаичная мастерская Всероссийской академии художеств, которой руководил Владимир Фролов, известный русский мозаичист. Она располагалась на 3-й линии в одном из зданий Академии художеств. 

В 1934 году эта мастерская возобновила работу в процессе воссоздания классической системы образования в Академии художеств. Тогда директором Академии был назначен Исаак Бродский, который и занимался этим процессом. Работа для ГосТиМ стала для мастерской первым заказом в советское время.

И вообще первой советской мозаикой для фасада общественного здания.

За 1935 год мастера собрали пять мозаичных панно, общей площадью 136 кв. метров. Но 25 ноября 1936 года дирекция строительства сообщила руководству Всероссийской академии художеств, что дальнейшее выполнение мозаик должно быть приостановлено. 7 января 1938 года появилось постановление о ликвидации ГосТиМа. 8 января в театре играли последний спектакль, это был «Ревизор», который исполнили в 440-й раз.

В 1939 году Всеволод Мейерхольд был арестован. Дальнейшее хорошо известно. Недостроенное здание театра передали Московской филармонии, после сильного упрощения проекта был построен Концертный зал имени П. И. Чайковского. 

Судьба мозаик остается неизвестной, но вряд ли они сохранились после гибели Мейерхольда. Вероятнее всего, их рассыпали как набор книги, и использовали для других работ. 

Но в архиве Российской Академии художеств сохранились несколько пробных наборов мозаик, а в фондах Музея Академии художеств – пять «картонов», небольших эскизов – «В гостинице», «Взятки», «Немая сцена» (состоит из трех частей). Еще один эскиз находится в собрании Музея архитектуры в Москве. 

Пробные наборы мозаик будут показаны в ноябре на выставке «Казус Мейерхольда» в Театральном музее, она посвящена 150-летию со дня рождения режиссера.

В Музее-квартире Исаака Бродского представлены пять эскизов, а также редкие архивные фотографии: проект здания театра, процесс изготовления мозаик, и сцены из спектакля «Ревизор». Сравнивая фотографии пробный мозаик и «картоны», легко заметить, что эскизы сделаны в зеркальном изображении. Это объясняется тем, что мозаику собирали более простым и экономичным обратным или «венецианским» способом. 

С картона делался рисунок на кальке в натуральную величину и на него накладывались кусочки смальты лицом вниз. После сборки мозаика заливалась связующим раствором, переворачивалась, калька смывалась, смальта при необходимости полировалась. 

Выбор куратора Елизаветы Миловановой.

Сохранились три снимка Алексея Тимерина, сделанные в 1926-1927 годах. На одном – «Немая сцена» с актерами, на другом изготовление кукол для этой сцены, на третьем – «Немая сцена» с куклами человеческих размеров. 

По замыслу Мейерхольда после этой финальной сцены «Ревизора» сцены с живыми актерами, занавес закрывался, а когда он открывался снова, то сцену занимали куклы в тех же позах. Не исключено, что художники для эскизов мозаик использовали кукольный вариант. 

 

Выбор Города 812

Проект здания ГосТиМ. Макет 1934 года. Эскизы фасада. Последнее прости-прощай конструктивизму. 

Зинаида Райх (Анна Андреевна) и Эраст Гарин (Хлестаков) в спектакле «Ревизор». Фотографии 1927 года.

Кстати, Гоголь бывал в здании, где сейчас находится Музей-квартира Исаака Бродского. В его время там находилась квартира Михаила Виельгорского, к его дочери Анне неровно дышал Гоголь. Неравный брак не состоялся, но Виельгорский помог в продвижении «Ревизора» на сцену. Премьера состоялась 1 мая 1836 года. 

Выставку планируется показывать до 17 ноября. Соединится с «Казусом Мейерхольда» буквально не получится. Но передача театральной эстафеты состоится.       

Борис Вадимов



Теги: