Знамения которой – возвращение к здравому рассудку по поводу смены пола и чудесное прозрение Цукерберга.
.
Не актуализируя целиком всю богатую тему о роли личности в истории, хочу заметить. Что случались в ней – в истории – незаурядные самодержцы. Вполне полновластные по современным им представлениям, волевые, притом, достаточно образованные, стратегически мыслящие и желавшие провести в царстве-государстве своём благотворные преобразования. Даже им удавалось далеко не всё. А в особо прискорбных случаях после смерти такого правителя всё отыгрывалось назад, и прежние порядки восстанавливались.
Иногда традиции частично удавалось поломать и привить новые, если правление было достаточно долгим и реформы принимались большинством элит (в скобках добавим – и населения, если оно ими затрагивалось) как удобные и ничего существенного не ломающие. Удача сопутствовала венценосным реформаторам лишь тогда, когда привнесенные новации соответствовали большим трендам. Тем процессам, которые вызревают в людских сообществах помимо воли правителей.
В случае с чудодейственным приходом Трампа мы в некотором смысле имеем пример естественного отторжения навязанного элитными и медийными кругами безбашенного социального «прогрессизма». Тут скорее работает то торможение, которым уничтожались последствия реформ слишком радикальных реформаторов. Здравый смысл против неприемлемых (пока?..) идей. В остальном – ничего общего.
Президент США не имеет властных полномочий для даже временного разворота трендов. А мы в масштабе своей современности про сами большие тренды не много можем понять. Ведут ли они к нас к неизбежному цифровому концлагерю, или к тому, чтобы потомки наши меняли пол, как перчатки, хоть каждый день по настроению – наука пока не в курсе дела. Хочется верить, что нет. Что «симптом Трамп» – про восстановление тренда к индивидуальным правам и свободам без членовредительского фричества.
Всё зависит от нас. Как ни странно.
Марина Шаповалова