Непринципиально, что думают фенологи. Важно, что во дворе здания Нового Эрмитажа по давней традиции подняли и зажгли старинный фонарь. Перед этим группа товарищей, регулярно освещающих деятельность Эрмитажа во всех видах СМИ, прошла по четырем точкам музея, куда посторонних водят крайне редко или не пускают совсем.
Первая точка – знаменитый Висячий сад, сейчас там цветут розы. Сад защищен от ветров, в нем много солнца, регулярный полив сортовых кустов и результат налицо. Мое предположение, что публику в Висячий сад не пускают, чтобы не перегрузили перекрытия, архитекторы Эрмитажа отвергли. Все проще: в саду как при царях, растут плодовые кусты, которые опрыскивают от вредителей. А за каждым желающим полакомится спелой ягодой не уследишь.
Второй пункт – Лаборатория научной реставрации станковой живописи. Там идет работа с тремя Себастьянами, о которой мы сообщали 30 июня. Мария Шулепова художник-реставратор высшей категории (в свое время она спасала картину «Бассейн в гареме» Жерома, вырезанную злоумышленниками из подрамника, соединяя каждую ниточку холста), показывает полотно Рубенса «Вакх». Его состояние для картины, созданной в 1640 году, очень приличное. Осталось убрать потемневший лак и поздние записи. Пробные расчистки уже выполнены.
Третья локация – галерея над Двенадцатиколонным залом в Новом Эрмитаже. Когда его проектировал Лео фон Кленце, она предназначалась для отдела нумизматики, тогда как сам зал – для экспозиций монет и медалей. Теперь зал используется как выставочный, а галерея служит рабочим местом для сотрудников секторов рисунка и гравюр Отдела западноевропейского изобразительного искусства. У этих специалистов богатый выбор – можно рассматривать рисунки Дюрера, иногда отвлекаясь на роскошный облик зала и выставку в нем, или глядеть в окно с видом на Мойку и Зимнюю канавку. Но подъем по чугунной лестнице, первозданной, кленцевской, крут.
Четвертое пространство – Научная библиотека Эрмитажа. Там множество старинных и современных книг, включая роскошные альбомы о музее, изданные ограниченными тиражами для подарков монархам, президентам и другим випам. Но как трудно работать, когда из окна раскрываются шикарные виды на Дворцовую площадь.
Борис Вадимов









