Николас Гримшо: архитектор, который изменил Пулково

Многие петербуржцы даже не подозревают, насколько важную роль сыграл британский архитектор Николас Гримшо в облике города. Его имя не у всех на слуху, но именно он стал автором нового терминала аэропорта Пулково, пространства, через которое Северная столица встречает миллионы людей. Архитектор мирового уровня оставался скромным человеком, для него важнее всего была работа, а не слава.

.

От фабрики Herman Miller до «Эдема»

Николас Гримшо родился в 1939 году в семье авиаконструктора и рано привык смотреть на мир через инженерную логику. В Лондонской школе Архитектурной ассоциации он учился у авангардистов «Аркигрэм», перенимая идеи гибкости, технологии и прозрачности.

Его ранние проекты задавали тон будущим экспериментам: модульная фабрика Herman Miller (1976) изначально проектировалась для перепланировки, типография Financial Times (1988) сочетала промышленную точность с медиа-функцией, а павильон Великобритании на Expo-1992 в Севилье демонстрировал, как инженерная ясность может стать дипломатичным языком архитектуры. Людвиг-Эрхард-хаус в Берлине (1997) показал строгую рациональность для биржи, а знаменитый «Эдем» в Корнуолле (2000) позволил технологиям служить природе.

Транспортные объекты — Цюрихский и Стамбульский аэропорты, линия метро Елизаветы и Международный терминал на Ватерлоо — продолжили эту линию: прозрачные структуры, гибкие потоки и человекоцентричный подход. Именно этот опыт привел Гримшо к Петербургу.

  • Фабрика Herman Miller

  • Типография Financial Times

  • Павильон Великобритании на Expo-1992

  • Людвиг-Эрхард-хаус в Берлине

  • Мастер-план квартала «Эдем»

Новый терминал Пулково: конкурс и контекст

Гримшо выиграл конкурс на проект нового терминала Пулково, где воплотил принципы ясности, света и удобства. Терминал не заявляет о себе громко, но каждый день через него проходят тысячи пассажиров, и именно в этом проявляется его ценность: архитектура, которая служит людям и городу.

Неожиданно оказалось, что строгая, современная структура нового Пулково может гармонично сосуществовать со зданием аэропорта Жука и Вербицкого. Новейший западный стиль оказался не чуждым петербургскому контексту, а дополнил его, создавая диалог между прошлым и настоящим.

  • Авторы Пулково-1 Александр Жук и Жан Вержбицкий

Прошлые неудобства

Стало понятно, что терминал «Пулково-2» был примером того, как не стоит проектировать и эксплуатировать аэропорты. Когда автор этих строк учился в Академии художеств, профессор, доктор наук, проходя через паспортный контроль старого международного терминала, получила серьезную травму ноги: несколько рейсов приземлились одновременно, и все пассажиры направлялись к одному эскалатору. И таких примеров было много, они демонстрировали системные ошибки при планировании аэропорта.

С новым Пулково город приобрел не просто разумно устроенный терминал, а настоящий арт-объект, в котором пространство работает для людей. В этом безусловная заслуга Николаса Гримшо.

Человек открытой двери

О скромности Гримшо ходят легенды. Журналистка, мечтавшая взять у него интервью, более двух месяцев писала письма и заранее записывалась на прием. Когда она наконец пришла в офис, то очень удивилась: оказалось, что можно пройти к нему вообще без пропуска. Охранник был еще больше удивлен, узнав, что журналистка заранее записалась. Дверь у Гримшо всегда была открыта — буквально и образно Гримшо встретил ее не как всемирно известный архитектор, а как коллега, с которым приятно обсудить идеи.

Награды и признание

В 2002 году Гримшо был посвящен в рыцари, в 2019 получил Золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA), с 2004 по 2011 возглавлял Королевскую академию художеств. Все регалии он носил без пафоса, продолжая работать так, как всегда — для людей и их комфорта.

Уход из мастерской

В 2022 году Гримшо ушел из собственной мастерской, оставив ее коллегам, и посвятил все время благотворительному фонду, который помогает социально незащищенной молодежи осваивать прикладные художественные профессии. Этот шаг стал логическим продолжением его жизни: от зданий, служащих людям, он перешел к судьбам тех, кто нуждается в поддержке.

Терминал, оставшийся Петербургу

14 сентября стало известно о его уходе. Узнав об этом печальном событии, сразу вспоминаешь новый терминал Пулково. Он тихо и уверенно вписался в городскую ткань. Терминал Гримшо стал примером того, как современная архитектура может быть одновременно функциональной, прозрачной и «своей» в локальном контексте.

Оказалось, что архитектура Гримшо может сосуществовать с архитектурой Жука и Вербицкого. При этом она сохраняет человеческое измерение: здание ощущается естественным и служит людям, проходящим через него каждый день.

Если вы спросите, есть ли в новом Пулково работы Гримшо недостатки, отвечу: есть. Их два. Первый – надпись в названии над главным входом написана чудовищно: прямым шрифтом, потом курсивом. Любой дизайнер скажет, что так негоже делать. Второй – до аэропорта не добраться ни на электричке, ни на метро.

Если первый изъян можно исправить на щелчок, то второй, боюсь, еще лет 10, как минимум, будет оставаться вопросом к самому крупному северному мегаполиса мира.  Впрочем, ни первый, ни второй изъян к Николасу Гримшо даже косвенно отношения не имеют.

Алексей Шолохов