На прошлой неделе стало понятно, что Георгий Полтавченко останется губернатором нашего города в ближайшие месяцы. И, возможно, будет им еще долго. Хотя губернатор публично отрекся от политических амбиций (и был в этом, надо думать, абсолютно искренен), стало понятно, что он готов к продолжению службы. Тем более что его потенциальные соперники и противники побеждались сами собой.
Сильно просели позиции министра транспорта Максима Соколова – а именно он считался главным претендентом на наше губернаторское кресло. Но Владимир Путин сначала под телекамеры отругал министра, а затем подписал указ о вынесении ему неполного служебного соответствия. Все из-за того, что авиакомпания «ВИМ-Авиа» перестала летать, оставив тысячи сограждан в разных точках мира. Заодно досталось и вице-премьеру Аркадию Дворковичу, но Соколов выглядит в этой истории главным пострадавшим. Тем более что, случайно или нет, слова Путина о «неполном служебном» стали первополосной новостью для всех СМИ. И теперь Соколова вряд ли кто-нибудь назовет серьезным претендентом на место в Петербурге, поскольку неприлично отправлять командовать родиной президента человека, которого публично ругали за непрофессионализм.
Помнится, такой же публичной критики удостаивался министр регионального развития Слюняев, но он сменил фамилию и теперь успешно работает вице-губернатором. Неизвестно, сможет, ли смена фамилии помочь Соколову в будущем.
Максим Соколов считался человеком Аркадия Ротенбенга, а заодно и креатурой Валентины Матвиенко.
Другой клан, готовый, как считается, оказать влияние на выбор президента в пользу того или иного кандидата, – клан Ковальчуков (президента Курчатовского института Михаила Ковальчука и банкира Юрия Ковальчука). И вот как раз сейчас этот клан потерпел аппаратное поражение. Ученый Владислав Панченко, являвшийся, согласно распространенному мнению, представителем их интересов, не смог стать президентом РАН. Это показало, что влияние семьи Ковальчуков не безгранично.
На этом информационном фоне Георгий Полтавченко дал интервью «Новой газете». Губернатор вообще редко дает интервью, и если уж оно состоялось, и состоялось в таком СМИ, то это в первую очередь означает, что судьба губернатора определилась. Он точно не будет переведен на другую работу в рамках нынешней ротации региональных руководителей, но и, вероятно, может готовиться к новому губернаторскому сроку.
По крайней мере о будущих выборах губернатор высказался. В представлении Георгия Полтавченко это должно происходить так: «Идеальный вариант, когда люди приходят на очередные выборы губернатора и спрашивают: Кто у нас сейчас губернатор? – Ну, Полтавченко. А кто еще есть? – Такой-то. За кого будем голосовать? – Да вроде при нынешнем все нормально, за него и будем».
Исходя из этого своего кредо, Полтавченко оставляет политическое поле Петербурга на откуп спикера городского парламента Вячеслава Макарова. Он это четко сформулировал: «Исхожу из принципа, что губернатор даже такого славного города, как СПб, – не политик. Политик – председатель Законодательного собрания». Вывод, который можно из этого сделать: Смольный не будет препятствовать активности Вячеслава Макарова. Потому что совершенно ее не опасается.
В частности, возможно, Смольный согласится с тем, чтобы Макаров управлял президентским штабом на ближайших выборах (считается, что это придает человеку веса). Однако не факт, что с этим согласятся в администрации президента. Хотя бы потому, что Владимир Путин будет отстраиваться от «Единой России». И в этом смысле лидер петербургской «Единой России» – не самый правильный кандидат на пост главы его предвыборного штаба. И назначат на него кого-то другого. Впрочем, это уже мелкие радости местных политиков. Главное – что губернатор с нами.
Антон Мухин