В галерее «Сарай» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме) – выставка Ирины Кориной «Туфель, лира и дельфины» – импровизация известной московской художницы и сценографа на темы, связанные с мифами вокруг поэта.
Дельфины. Ахматова пять раз отказывала Гумилеву выйти за него замуж, увидев двух дельфинов, которые выбросились на берег. Но на шестой согласилась, поэтому дельфины у Кориной весело резвятся.
Фарфоровая туфелька. Существует легенда, что когда Ахматова и Гумилев приехали в Париж во время медового месяца, то Гумилев сказал, что он знает город лучше любого путеводителя. Они тут же заблудились Ахматова натерла ноги. Когда пара набрела на кафе, то Ахматова заняла там единственный свободный столик и сбросила туфли. И тут оказалось, что это персональный столик Амедео Модильяни, который вскоре появился завел разговор с Ахматовой, и потом оставил в туфельке свой адрес. С этого началась их дружба.
Полотенце «Не скажу куда» отсылает к знаменитому «Приморскому сонету» (1958) Ахматовой. «Дорогой, не скажу куда» она называла путь от «Будки» в Комарово, где жила, на Комаровское кладбище, где через 8 лет обрела вечный покой. Salpetriere – знаменитая парижская психиатрическая клиника не имеет отношения к Ахматовой, но это тоже место, которое лучше не называть впрямую.
«Выставка посвящена апокрифам в широком смысле слова, – объяснил Петр Белый, куратор проекта. – Легенды, возникшие в течение жизни Анны Ахматовой, в работах автора обрастают гипертрофированными иллюстрациями. В отличие от основной экспозиции музея, носящей скорее документальный характер, проект Кориной основан на приукрашенных или выдуманных воспоминаниях и рассказах современников.
Постмодернистская игра сопереживания характерна для творчества Иры Кориной. Наивная попытка выдать пластиковую колонну за настоящую или разместить барочную лепнину в стиле Людовика XIV в малогабаритной квартире на окраине, а в общем, желание приукрасить реальность, в том числе и биографию Ахматовой — рассказ о природе человека, о простодушном стремлении к красоте, где имя главного героя, как бы зарастает пышными зарослями баек и ложными свидетельствами случайных людей. Веселая кутерьма — коврики, вазончики, сувенирная продукция некоего вымышленного мини-магазина при музее Ахматовой, притча о китче, который неизбежно возникает с течением времени вокруг любого значительного явления, делая его как бы народнее, доступнее, понятнее окружающим».
Ирина Корина окончила РАТИ-ГИТИС (2000) по специальности сценограф. Она также училась в Институте проблем современного искусства (ИПСИ) в Москве и Академии искусств в Вене. В качестве сценографа сотрудничала со многими театрами Москвы и России, с начала 2000-х работает в кино. В 2009 году Корина была одним из участников российского павильона (куратор Ольга Свиблова) на 53-й Венецианской биеннале. В 2017 ее инсталляция была представлена в основном проекте (куратор Кристин Масель) 57-й Венецианской биеннале. Ее персональные выставки прошли в фонде GRAD в Лондоне, Бруклинской академии музыки в Нью-Йорке, Московском музее современного искусства, на фестивале Steirischer Herbst в Граце, Австрия.
Выставка продлится до 25 августа 2024.
Б.В.