Ни один губернатор Петербурга не обходился без кризисов. У Александра Беглова он намечается в следующем году. Летом.
Понятно, что у губернатора две задачи: 1) удовлетворять запросы Кремля; 2) не выглядеть при этом губителем вверенного населения. Слушаться Кремля важнее, но и отцом (матерью) города тоже приятно быть. Тем более что противников у губернатора навалом – как рейтинги вниз идут, немедленно докладывают.
То есть кризис в отношениях с населением означает и кризис в отношениях с Москвой. Значит, и о народе думать надо. Даже несмотря на то что Москва обычно и создает проблемы в отношениях губернатора и народа. Хотя бывали у нас и самодеятельные кризисы – без всякого федерального участия.
Петербургские кризисы в отношениях губернатора с народом бывают двух типов: эстетические и материальные. Эстетические – это когда происходящее в городе входит в диссонанс с представлениями народа о том, что городу хорошо.
Вот у Владимира Яковлева, который был губернатором так давно, что мало кто уже помнит его правление, был легкий эстетический кризис (нелюбители Яковлева пытались доказать населению, что сам губернатор эстетически не соответствует Петербургу, но в доказательстве этого не преуспели: народу как раз неказистый губернатор нравился). И трудный материальный кризис – Яковлев повысил тарифы на ЖКХ в два или больше раза. То есть Кремль настаивал, что надо квартплаты повышать, но осторожные губернаторы осторожничали, а Яковлев решил, что если он так уважаем населением, то ему можно. Ясно, чем все кончилось: тарифы повысили, рейтинги пошли вниз. В Смольном перепугались, поменяли команду пиарщиков. В общем, был такой понятный материальный кризис.
У Валентины Матвиенко – губернатора динамического – кризисов было много. В основном эстетического свойства.
Хотя началось всё с материального – когда в Кремле решили, что льготы пенсионеров надо монетизировать. Отмену бесплатного проезда пенсионеры в Петербурге не перенесли. Вышли на улицы, перекрыли Невский. Все очень испугались – что делать со стихийно бунтующими пенсионерами, никто не знал. Реформу признали неподготовленной.
Самый крупный эстетический кризис в правление Матвиенко – с небоскребом на Охте. Несмотря на кучу вложенных денег, убедить народ в том, что с небоскребом лучше, чем без него, не удалось.
Наконец, самосделанный материальный кризис с неубранным снегом показал: очень плохо снег и сосульки на рейтинги губернаторов влияют. Просто катастрофически.
У Георгия Полтавченко материальных кризисов не было (история с дико дорогим стадионом к таким относится только формально – материальные интересы населения она не задевала). А эстетический был – с готовностью отдать Исаакиевский собор церкви. Понятно, что не Полтавченко передавать собор придумал. Но мог бы и посопротивляться этому – хотя бы на публику.
Александр Беглов снежный кризис уже пережил. А вот другой материальный кризис – с затеянной Смольным транспортной реформой – он может кого угодно подкосить.
Кризис ожидается серьезный, потому что разрушит народные привычки. Привык народ к имеющимся маршрутам – а ему говорят: всё бывшее на свалку истории, к новому привыкай. А слом традиций – это болезненно.
И все бы ничего, если это новое окажется лучшее старого, но нет такой уверенности.
Реформа состоит в том, чтобы маршрутки ликвидировать, а оставить только социальные автобусы. Которых будет меньше, чем маршруток, но они будут большие. В общем, как в Европе должно быть, говорят.
Отступление личное. Про Европу. Даже про Германию, которая образец для всей Европы. Оказался я как-то в этом образце – но не в центре большого города, а на окраине. Не в глуши какой, а во вполне себе туристическом месте. Автобусы большие, красивые, ходят по расписанию. Только расписание это состыковано с железной дорогой. И если ты не на поезде приехал, то к тебе оно совершенно не приспособлено. Стоишь ты в туристическом месте, в компании других туристов, а автобуса нет. И не намечается в ближайшие два часа – потому что расписание такое. И от этой немецкой правильности очень неспокойно на душе. Хочется обратно в Петербург, где к куче неувезенных социальным транспортом пассажиров непременно подкатит какая-нибудь несоциальная маршрутка и всех обязательно заберет. Потому что вам ехать надо – а ей деньги зарабатывать.
И вот теперь в Петербурге хотят сделать как в Германии. Тут главное заблуждение у губернатора может быть такое: что реформа так хороша, что надо ждать счастья на лицах граждан и выражения бесконечной признательности. Тут диссонанс может случиться. Ожидаешь одно – получаешь другое.
На все это накладывается эстетический кризис – с переездом университета. То есть для обитателей университета он, может, и материальный, но потенциально. А для всех остальных он ровно такой же, как с Исаакием. Привыкли мы – и к университету, и к Исаакию.
Трудное это дело – быть губернатором такого эстетически и материально тонкого города, как наш.
Сергей Балуев