Амазонка русского экспрессионизма

В Центре книги и графики (Литейный проспект, 55) открылась выставка художницы Веры Яновой (1907-2004) «Греет собственное сердце». Она всю жизнь находилась в тени мужа и двух сыновей -_ Георгия, Александра и Валерия Трауготов (взявших общий творческий псевдоним ГАВ Траугот).

Янова не стала поступать в Союз художников, что автоматически закрывало для нее все выставочные залы, кроме «квартирников» для узкого круга своих. Говорят, круг этот был достаточно велик, картины Яновой повлияли на ленинградское неофициальное искусство 1950-х – 1980-х годов. Когда сейчас смотришь на картины нонконформистов, это влияние представляется очевидным. Она была мастером экспрессионизма, цветом создавала форму.

Первый показ картин Яновой для широкой публики состоялся только в 2012 году в Русском музее на выставке всей семьи. В 2020-м там же был показан проект «Эхо экспрессионизма» о послевоенном ленинградском искусстве. Картины Яновой не затерялись среди 200 произведений – того же «арефьевского круга», Евгения Михнова-Войтенко и других известных, плодовитых и часто показываемых художников.

Нынешний показ представляет около 80 произведений 1940-х -1980-х годов из собрания Александра Траугота и подготовлен программой «Трауготовские чтения», посвящаемые преимущественно книжной графике. Большинство картин публике неизвестны. Янова обычно не ставила на произведениях ни дат, ни названий, ведь они не предназначались для широкого показа.

 

Выбор «Города 812»

Городской пейзаж. Конец 1960-х – начало 1980-х годов.

.

Художник Владимир Стерлигов (1904-1973), друг семьи Траугот, в 1950-х годах посвятил Яновой такие строки:

Тут правдивые обманы

И нездешние каноны

То тюльпаны, как иконы,

То иконы, как тюльпаны.

Выставка работает по 5 декабря.

Борис Вадимов


Теги: