В прежние времена я больше всех хвалил англосаксов. Говорил, что на них нужно равняться. Сейчас буду их ругать, потому что если у России какой-никакой, но прогресс, а у Европы очень хороший прогресс, то у англичан и американцев – явный кризис. Это кризис смыслов. И кризис финалов.
Американские и британские сериалы
«Игра престолов» (США)
«Настоящий детектив» (США)
«Сын» (США)
«Чернобыль» (США, Великобритания)
«Воин» (США)
«Блудный сын» (США)
«Двойка» (США)
«Без обид» (Великобритания)
Новобранец (США)
«Убивая Еву» (США)
Закончился сериал «Игра престолов». Все его ждали. И когда дождались, страшный стон раздался над землей, потому что они с финалом очень намутили. Ощущение, что авторы очень устали и в какой-то момент грохнули кулаком по столу, сказали: «Вы нас задрали» и свернули лавочку. В итоге финал получился ужасным и одновременно слащавым. Но из несомненных достижений этого финала – страшная серия с боем в замке против мертвецов. Снято невероятно. Я дважды смотрел эту серию. Нужно ее смотреть ночью, погасив свет в квартире, чтобы видеть очень темный экран и слышать потрясающую музыку. Несмотря на то что финал вышел достаточно паскудный, «Игра престолов» в целом – событие планетарного масштаба.
Еще один полуудачный проект – третий сезон «Настоящего детектива», где авторы вознамерились взять все высоты, которые не брали раньше, и прокололись на каждой позиции. Во-первых, они решили сделать политкорректненько, поэтому главная персона – негр. И не просто негр, а негр, который страдает провалами в памяти.
Там одновременно чуть ли не четыре разных временных пласта. И ты путаешься в них. И сама история, которую расследуют тяжко и муторно, какая-то не шибко интересная.
- Кадр из сериала “Игра престолов”
Сериал «Сын» – вторая и последняя часть, полностью закончена экранизация романа Филиппа Майера. Это не то что самое большое мое разочарование, а просто какой-то припадок ненависти со мной случился, потому что я всем горячо рекомендовал первый сезон. Я влюбился в его героев. А в финале второго сезона оказалось, что все они на самом деле козлы. То есть я смотрел все эти двадцать серий, не понимая, что идет рассказ о глупых, жадных, лживых людях, где отец предает сына, сын предает отца, и все ради больших денег. И я совершенно не понял мораль этого произведения. Я не понял и обиделся.
Событие года – сериал «Чернобыль». Он, конечно, англосаксонский, хотя его снимал швед, племянник моего близкого друга Малколма Дикселиуса. Я, наверное, все-таки не разделяю всеобщих восторгов по поводу этого сериала. Восторги были в основном по поводу того, как аутентично воссоздана атмосфера Советского Союза. Ну, во-первых, я все-таки увидел ляпы: солдаты срочной службы там ходят с карабинами, а они уже ходили только с автоматами Калашникова. Во-вторых, после Чернобыля появилось множество анекдотов о Чернобыле, в частности была такая частушечка: если хочешь быть отцом, оберни конец свинцом. И вот создатели сериала в буквальном смысле это поняли. Там солдатики свинцом прокладывают свои органы прямо поверх галифе. Я в Чернобыле не был, но и никогда не слышал, чтобы такое было на самом деле.
Нет, молодцы, что это сделали. Но мне кажется, они не смогли понять настоящую атмосферу СССР того времени. Она все-таки не такая, как в сериале, потому что это было уже не сталинское и даже не хрущевское время. Уже никто не трепетал ни от какой партии, притом что партия могла еще нагадить, но даже в офицерской среде вовсю рассказывали политические анекдоты. Время было достаточно веселое: скажем, именно тогда начался безудержный секс необязательно в браке.
Я вообще считаю, что иностранцам очень редко удаются фильмы про нас, потому что они нас все-таки не понимают. И они нас боятся, потому что не понимают. Хотя, конечно, интересно смотреть, какими они нас воспринимают.
- Кадр из сериала “Чернобыль”
Из совсем новых работ – сериал «Воин». Это костюмированная сказка. Вторая половина 19-го века, уже закончилась гражданская война, в Сан-Франциско в огромном количестве завозят китайцев – как дешевую рабочую силу. Вместе с китайцами банды китайские приезжают. И начинают конкурировать с ирландцами. А у ирландцев своя мафия. Но я рассказываю серьезнее, чем это сделано. А сделан абсолютный лубок. Но он и непритязательный совершенно. Этот сериал сделан по старой идее Брюса Ли. Там есть благородный китайский воин, у него дедушка американец, поэтому он прекрасно знает язык. Первое, что он сделал появившись в Сан-Франциско, – это трахнул жену мэра, и правильно сделал. Очень сексуальный секс в этом «Воине». Плюс мечом на куски людей рубят. Для тех, кто любит все эти кунг-фу. Но совершенно нормальный сценарий, авторы в нем даже шалили.
Следующий сериал для извращенцев. Называется «Блудный сын», в нем, по-моему, нет нормальных героев. А есть сын серийного убийцы, хирурга мирового уровня, который вроде как убил 20 человек, его признали психом и держат в дорогой шизофренической больнице. А сын сначала был в ФБР, но поскольку он сам немножко шизанутый, его выгоняют из ФБР, и он психологом пристраивается в полицию. Сериал для гурманов снят, там отрезанные головы, отпиленные руки. Если у кого не все в порядке с головой, то это просто обязательный к просмотру сериал: сублимируйте, только не ходите с топором на улицу.
Главная отличительная черта англосаксонских сериалов – невероятные кастинги. Если папа-маньяк – это просто солнечный маньяк, милейший, пристегнутый к стене очень умный дядька.
Сериал «Двойка» – в прямом смысле история того, как развивалась американская порнография, какое было законодательство, как сначала было нельзя, но как это обходили, кого брали сниматься в порнухе (обычно проституток), история этих проституток, сутенеров, почему вместо спермы применяли холодный гороховый суп и как проституткам не нравилось, когда супом брызгали в лицо.
Мне все-таки кажется немножко скучной тема. Уже отработано все давным-давно, со времен Сонечки Мармеладовой, вызывает зевоту.
Сериал «Новобранец». Там играет Нейтан Филлион, который играл Касла в сериале «Касл». Про человека хорошо за 40, который решил перестать быть строителем и устроился в полицию. И имеет все проблемы возрастного новичка. Сериал ни на что не претендует, такая полицейская полумыльная история, но там иногда бывают смешные шутки и все время стоит главный американский вопрос: «Стучать или не стучать? Можно ли стучать на любимых, на друзей, на тех, с кем ты служишь вместе? Когда стучать можно, когда нельзя?» Когда авторы, отвлекаясь от простоты своего сценария, вдруг начинают рассказывать о мире, в котором это все происходит, становится интересно, и ты узнаешь, как устроен обычный американский суд и сколько бездомных в Лос-Анджелесе.
Чисто английский детективный сериал называется «Без обид», два сезона, феминистический, потому что там три главные героини, они все служат в английской полиции. Причем одна из этих трех – полька. Он феминистический не только потому, что героини женщины, а мужики на подхвате, так еще мужики главными козлами всегда оказываются. Но при этом я с удовольствием посмотрел и скажу: если правда, как они показывают свою английскую жизнь, то это совсем не тот капиталистический рай, куда я хотел бы попасть.
Второй сезон феминистического сериала «Убивая Еву» – про веселую киллершу и тетку, которая ее ловит, а между ними тлеет лесбийская страсть. Во втором сезоне абсурд доведен до состояния полной чернухи, уже не понимаешь, кому сочувствовать и за кого болеть.
В качестве бонуса скажу еще о нескольких сериалах. Новый сезон «Полдарка» – Англия, 19-й век, приключения семейства Полдарк продолжаются. Но сценарий уже буксует. Проект на распутье – то ли закрываться, то ли переводить действие во Францию.
Новый сезон сериала «Миллиарды» – очень хорошие артисты, интересно смотреть, какие гнусности они понавыдумывают в бесконечной войне за место под солнцем.
Закончился сериал «Мир Дикого Запада», и слава богу. Но идея красивая. Вышел сериал «Благие знамения» по книге Нила Геймана и Терри Пратчетта. Это для тех, кому нравятся «Американские боги». Я, например, «Американских богов» не сумел досмотреть до конца. Хотя в этих «Благих знамениях» много юмора, поэтому можно позволить себе на него взглянуть.
Только в этом году я просмотрел полностью все сезоны сериала «Прослушка» и хочу сказать, что всем, кто не видел, это нужно обязательно смотреть. «Прослушка» – на самом деле неправильное название. Надо было назвать «Бандитский Балтимор», потому что это эпическое полотно о Балтиморе. Я никогда не думал, что про чернокожих будет интересно, оказалось – даже очень. И в каждом сезоне совершенно замечательный финал, за исключением последнего.
А я очень много значения финалам придаю. Когда ты садишься первую страницу писать, ты должен обязательно знать финал. Сейчас ошибочно многие авторы говорят: ввяжемся в драку, а там что-нибудь придумаем. Это неправильно, так ты ничего не изобретешь.
И великие люди это понимали. Вот известно, что у Маяковского не складывались отношения с Булгаковым. А Булгакову очень хотелось затащить Маяковского на «Дни Турбиных». Маяковский долго отнекивался, наконец согласился. Но согласился прийти только на последний акт. И сказал такую фразу: «Я по хвостам пойму, крокодилы это или ящерицы». Все правильно. Он прекрасно понимал, что самое главное – в конце. Если у тебя концовка никакая, так и говорить не о чем.
Сейчас это, мне кажется, главная проблема сценаристов и литераторов – они не понимают, про что делают историю. И поэтому никак не могут ее закончить.
Андрей Константинов