Об одном хорошем сериале и большом количестве плохих

Обычно, когда я рассказываю про сериалы, получается, что я не патриот, потому что у меня всегда наши сериалы плохие, а западные – хорошие. Сегодня я нарушу традицию. Не рассчитывайте, что я скажу, какие хорошие у нас сериалы, – этого не будет. Но я расскажу, какие плохие сериалы там.

Про упавший орден

 

Посмотрев несколько громко прозвучавших западных сериалов, я понял, что и у них там стало все не слава Богу. Есть, например, американский сериал «Падение Ордена», только что закончился первый сезон, и надо молиться, чтобы не было второго. Это сериал о тамплиерах, до начала показа его окрестили убийцей «Викингов» – сериала, который успешно идет уже который сезон.  Но «Падение Ордена» оказался сериалом не просто плохим, а ужасным.

Непонятно, на какую аудиторию он рассчитан. Может быть, он рассчитан на очень необразованных американцев, которые слышали, что есть Грааль и были такие-то там тамплиеры, а больше ничего не знают. Конечно, исторические сериалы обычно имеют малое отношение к истории. Основная задача исторического сериала – передать вкус эпохи. Но «Падение Ордена» никакого вкуса не создает. Это комикс. Комикс очень конспирологичный и очень далекий от истории. В центре сюжета любовная история между – оцените! – магистром ордена тамплиеров и французской королевой. Они предались плотской любви, в результате которой королева забеременела от этого тамплиера, а король Филипп Красивый, дурень, знать ничего не знал.

Наверное, создатели считают это удачным маркетинговым ходом, но нельзя же потакать самым низким ожиданиям аудитории. Хорошее произведение должно поднимать зрителей.

Странно – сериал дорогой, не сказать что плохие артисты, но как так можно было продешевить на сценарии! Он примитивен и предсказуем. Опять хочется сказать: кто вам мешает сделать фэнтези, назовите орден тамплиеров как-нибудь по-другому и развлекайтесь сколько хотите историями про беременных королев и глупых королей.

 

Про русских глазами англичан

 

Второй сериал, о котором тоже говорили, – это скандальный англо-американский сериал «МакМафия». Почему скандальный? Потому что опять про русских. Это уже современная история. Живет в Лондоне беглый олигарх, которого играет Серебряков (может, он в этой роли и напитался  духом мятежности и начал говорить злые слова про Россию, актеры же – восприимчивые люди: примерил на себя шкуру олигарха – и сам стал так думать). И вот этот олигарх вместе с семьей убежал в Лондон от карающей лапы Кремля. А деньги у него не совсем чистые. И криминальные враги остались в России. А дети – хорошие. Они по-русски уже плохо говорят. Закончили замечательные учебные заведения, но прошлое не позволяет им стать приличными англичанами, а затягивает назад, к мафии.

Еще один герой, которого играет модный актер Джеймс Нортон (он был в роли князя Болконского в «Войне и мире» – видимо, теперь постоянно будет играть русских), оказывается втянут в мафиозную активность.

Сюжет достаточно мутный, надо посмотреть серии четыре, чтобы догадаться, в чем, собственно, история. Никак не понять, на чем эта мафия делает свои грязные деньги. Потом выясняется –  на наркотиках.

Что с одной стороны хорошо в этом сериале – на роли русских они в основном взяли русских актеров. Фээсбэшника играет Кирилл Пирогов. Жену олигарха-алкоголика (а Серебряков все время бутылку водки с собой таскает и прихлебывает из нее) играет Мария Шукшина. Что плохо –  аутентично не получилось. Понятно, что сценарист с мусульманскими именем и фамилией далек от наших реалий. Навертел много конспирологии – заумной и не очень достоверной. Но они такими нас себе представляют. И когда это посмотришь, сразу становится понятным дело Скрипаля.

Мне кажется, они считают, что сделали обалденный фильм, что показали русских такими, какие они есть. Хотя при этом не понимают разницу между русскими и евреями. Потому что этот олигарх на похоронах на своего брата – в кипе. Вроде как они евреи, но повадки у них совершенно русские – с водкой, медведями, балалайками и убийствами.

Я не делаю никакой разницы между евреями и русскими, все мы тут в России – русские. Но я в своей жизни только двух пьющих евреев видел, и пили они не как Серебряков.

В сериале, кстати, герои по-русски говорят без дубляжа, и одновременно идет титр по-английски. А перевод не соответствует. Вадимушку они переводят как little Vadim. Не врубаются, в общем! Это мелочи, конечно. И можно сказать, что когда русский смотрит сериал про русских – он обязательно будет кривиться. Но это не всегда так. Вот «Войну и мир» англичане сделали очень грамотно. А в «МакМафии» показывают заведомую неправду. Этот сериал надо объединять с сериалом «Спящие 2», их создатели одинаково представляют себе российскую жизнь.

Очень жаль. Потому что это вещи не безобидные. Англосаксы ведь  верят своим фильмам. Посмотрят этот сериал и скажут: о, теперь мы всё понимаем про этих русских!

И еще сериал набит раздражающей политкорректностью. Понятно, что дочь олигарха, будучи иудейкой, должна выходить замуж только за негра. Поймите меня правильно – я ничего против негров не имею! Хотя сейчас перейду к следующему сериалу. И все опять решат, что я мерзкий расист.

 

Про негров на Троянской войне

 

Это английский сериал «Троя. Падение города». Когда я узнал, что он выходит, захлопал ушами от радости. Потому что много про это читал – замечательная, кстати, есть трилогия у Дэвида Геммела.

Существуют две основные схемы, как подавать историю Троянской войны. По одной, как у Гомера, – действуют боги, для которых люди – шахматные фигурки. По второй – нет никаких богов, все решают люди, как в фильме с Брэдом Питтом.

Но в этом сериале решили оставить и богов и людей. А, как мне говорил режиссер Бортко,  в кино – либо хвойный лес, либо лиственный. А если ты пытаешься смешать, то получится винегрет. И здесь так.

Но я же про негров обещал. Как вам, если Ахилл негр? Вместе с Патроклом они – два негра. И оба бисексуалы. И все делают вид, что негры среди эллинов – это обычное дело, как в современном Лондоне.

Плюс этот сериал какой то депрессивный, безнадежный и невеселый – видно, вся эта политкорректность никому радости не приносит. Я еще не досмотрел до конца – но понятно, что лучше не будет: Троя падет, и победители будут насиловать не только троянок, но и троянцев тоже.

 

Про хорошую чуму

 

Чтобы была хорошая вишенка на торт, искренне советую посмотреть испанский сериал, который называется «Чума». Вот это хорошо! Это средневековый детектив. Клубок страшных преступлений. Инквизиция. Одновременно – чума в городе. Очень здорово  дана атмосфера средневековой мрачности. Но это не подавляет, есть надежда, что все эти тучи над испанским городом разойдутся.

Да, там есть такие эротические сцены, которые не увидишь ни у каких британцев. Жуткий бородатый испанец засовывает героине золотую монету прямо туда. Оторопь даже от этого берет. Потому что веришь, что такое могло быть в те времена. Или страшная сцена сжигания людей – когда перегорают веревки, человек забирается на столб, чтобы на несколько мгновений подольше пожить. А толпа беснуется и кричит «ку-ка-ре-ку», потому что он действительно в этот момент похож на петуха.

Вообще, испанцы молодцы  – но они не так много сериалов выдают по сравнению с англосаксами.

 

Про наше

 

Теперь про русское. У нас был свой исторический сериал – две недели нас мучили   – «Золотая орда». Посмотрев первые минут тридцать и очень заскучав, я сказал сыну: я не знаю, кто написал сценарий этого выдающегося произведения, но я могу точно сказать, что это была женщина. А он мне не поверил. И мы поспорили на деньги. И я выиграл.

Это очень женский сериал. В плохом смысле этого слова. Очень видно, что непростая судьба женщины Средневековья сильно волнует создателей. Там есть княгиня, которую забирают в ханский гарем, и татарка, которую все хотят, а она не дает.

Авторы, конечно, сняли с себя всю ответственность, написав, что это не имеет отношения к историческим реалиям. Но и это не спасет. Ужас сериала в его вязкости и томительной бессобытийности. Создатели говорят, что брали за образец турецкий сериал «Великолепный век». Я не большой его поклонник – но он побогаче и поживее. Турки, как оказалось, и в футбол играть умеют, и самолеты сбивать могут, и немного сериалы снимают.

Если считать, что «Золотая орда» для нас первый блин – то ладно. Только это уже не первый блин. И с литературной основой надо что-то делать. В общем, тут я – жертва обманутых ожиданий.

Событие под выборы – сериал «Спящие 2». И тут невозможно не вспомнить цитату из фильма «А зори здесь тихие» – когда старшина видит все, что осталось от Лизы Бричкиной, утонувшей в болоте, он говорит: «Как же так, Бричкина!» А голос оттуда-то с болот доносится: «Торопилась я очень». Похоже, здесь тоже торопились – хотели сделать приятное администрации президента. А когда «Торопилась я очень» – то один узелок и остается. Как от Бричкиной.

И пару слов о мини-сериале «Крепость Бадабер». Я очень много изучал эти события афганской войны. Почему история крепости Бадабер стала легендой? Потому что мы до сих пор не знаем, кто там погиб. Все, что мы знаем, – что группа советских военнопленных (сколько их было – неизвестно) подняла восстание и захватила склад с боеприпасами. Они держались меньше суток.  Был бой. А потом то ли снаряд попал в боеприпасы, то ли они сами решили их взорвать, но крепость была уничтожена. Из пропавших без вести на этой  войне практически любой мог оказаться в Бадабере. И в этом драматургический смысл этой истории. Когда я делал книгу «Если кто меня слышит. Легенда крепости Бадабер», я долго не мог решить, как выйти из ситуации, что книга про реального вроде героя, но в конце надо сказать, что так и осталось загадкой, кто там поднимал восстание и умирал. Что все остались неизвестными. Я год мучился над этим. И только когда решил эту проблему, взялся отписывать по материалу, собранному нами  с Борисом Подопригорой.

А делать из этой истории комикс – нехорошо. Я даже не говорю про всякие исторические ляпы, но в конце этого шедевра один из этих пленных бежит к своим (и берет в плен американского советника), а все остальные  героически погибают. Но если он выжил – так почему тогда имена не назвал? И американца куда дели – СССР ведь не воевал с Америкой? Я понимаю создателей  – вы за простые решения, чтобы народ увидел песню про «погибаю, но не сдаюсь». Но нельзя делать это так примитивно.

На любой войне есть военная лирика – есть лирика офицерская, а есть солдатская, она на уровне дембельских альбомов. Есть афганские песни: «И разлетелся в прах аминский трон под русскими гранеными штыками». Какой граненый штык? Какой трон? И вот такие вирши кочуют из одного дембельского альбома в другой. А иногда перекочевывают на серьезный канал.

И отдельно поблагодарите меня за то, что я не стал ничего говорить о сериале «Осколки», который шел на канале «Россия».

Андрей Константинов