Сегодня вечером закрывается петербургский архитектурный фестиваль “Архитектон”. Впервые проходивший в ЦВЗ “Манеж”. За несколько дней его работы организаторы пытались доказать, что “Архитектон” это настоящий профессиональный фестиваль архитектурного сообщества 6 миллионного города с выходом экспозиции к публике , то есть в город.
С ясной кураторской идеей которую в этот раз создали Георгий Снежкин и Лиза Савина, а также архитекторы Сергей Падалко и Антон Головин. C массой инсталляций и профессиональных музейных реликвий, среди которых готовальни и рисунки к проектам признанных мастеров. С объявлением победителей на открытии. Словом, очевидно равнение линейных налево, то есть на венецианскую архитектурную биеннале, с ее основными экспозиционными принципами. И как говорил Дональд Трамп: Разве это плохо? Наоборот, это очень хорошо.Но так было далеко не всегда.
.
Один за всех
Вот, например, что за профессиональное сокровище висело на инфостенде в Союзе архитекторов еще в недалеком 2017 году. Среди прочего читаем: “В случае выявления среди участников хотя бы одного члена союза, не уплатившего взносы, весь коллектив не будет рассматриваться жюри”.
В случае выявления. Вот как. Лучшие традиции культурной столицы.
Тихий шелест страниц постановления о журналах “Звезда” и “Ленинград” доносился из-за кулис Петербургского Союза архитекторов. А ведь на дворе уже был 2017 год.
Надо сказать, что это не единственная авторская лакмусовая бумажка от фестиваля “Архитектон”. Помнится, по одной из идей его руководства, для того , чтобы попасть на всероссийский фестиваль “Зодчество”, также надо было изначально пройти через “Архитектон”. Что , как вы понимаете, означало неизбежную и вполне изысканную фильтрацию . Также, проходившую зачастую, в лучших традициях жанра упомянутого постановления. Ну и полного собрания Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, чтобы два раза не вставать.
Надо сказать, что после 2019-го года этот, казалось бы, уже совершенно руинный фестиваль не проходил. Многие уже и забыли о нем, как о позапрошлогоднем снеге.
.
Шалаш зашевелился
И вот – вдруг – в этом году шалаш зашевелился. Аккурат к 100-летию самого “Архитектона” Казимира Малевича, в честь которого назван фестиваль.
Руководство питерского Союза архитекторов на последней петербургской арх-биеннале в Этнографическом музее неожиданно сообщило, что ждёт аргументированной критики и здоровых предложений по организации как петербургской архитектурной биеннале, так и фестиваля. Разве это так обязательно? А зачем? Разве не прекрасно, когда один и тот же архитектор каждый год получает очередной диплом из рук другого? И наоборот. А потом вешает диплом никому из широкой публики неизвестного и неинтересного фестиваля у себя на сайте и стене и в мастерской.
Когда на сайте Союза, вместо объявлений о проф. конкурсах и новостях, как это вроде как принято в приличных архитектурных общественных организации, в спокойствии чинном , на главной странице висит правоустанавливающая информация об объединении архитектурных мастерских (ОАМ). Из которой ясно, куда должны обращаться мало- мальски понимающие заказчики, чтобы получить необходимые согласования для своих замечательных строительных начинаний. Ну, а они-то, как вы понимаете, в основном и были преимущественно обладателями высоких наград.
Но вот в 2022 м даже на осторожном Archi.ru выходит статья Алены Кузнецовой с теми самыми наилучшими пожеланиями про необходимость кураторов и идей для фестиваля и биеннале.
.
Если не как на Aрх-Венеции, то хотелось бы как на Арх-Москве
И руководство Союза, вероятно, задумывается, что, оказывается , можно организовать фестивально-биенальную жизнь и по-другому. Конечно, не как на Арх-Венеции. Но, хотя бы, как на Арх-Москве.
Надо сказать, что в этот раз многое на “Архитектоне” получилось. Конечно, еще живо эхо от отсутствия выставочных событий в пандемию и невозможность для многих выехать на европейские выставки. Поэтому интерес к Манежу возрос. Впрочем, думаю, проведи такой фестиваль лет пять назад, публики было б не меньше.
Осталось только шорт-лист фестиваля привести хотя бы к минимальным качественным показателям хотя бы Арх-Москвы. А вот с этим вопросы.
В списках лауреатов, как всегда, знакомые по любому из “Архитектонов” имена.
- Проекты-победители “Архитектона”: “Игора. Времена года” от Rhizome, Музейный комплекс в городе Выкса от “Студии 44”, “Вилла Петергоф” от Архитектурной мастерской Головин и Шретер, жилой комплекс Warmstone от Mayak Architects
Актуальных градостроительных вопросов как, например, что стало с идеей парка на Тучковом буяне, или – как нам дальше жить с мегагеттомуравейниками (как, скажем, с тем, что красуется на радость жителям и гостям миллионного Невского района на Русановской улице), разумеется , дискуссия фестиваля не рассматривала.
.
Молодым иногда и у нас арх-дорога
Но зато – сюрприз-сюрприз! – в этом году руководство традиционного конкурса решило изменить традиции и дать порезвиться молодежи.Так, часть призов в этом году распределяет молодежная редакция архитектурного журнала “Локус”. Их возраст небывало юн для традиций СПОСА. А результат не заставил себя ждать.
- Проекты-финалисты премии “Локус”
Посмотрите на шорт-лист “Локуса” . Он куда жизне- и конкурентоспособнее шорт-листа основного проф. жюри. В нем победили действительно интересные и неожиданные проекты. Там есть и малые формы и частные дома, которые на любой приличной архитектурной премии соседствуют с крупными постройками.
Чего нет ни в профессиональном, ни в молодежном шорт-листе, так это знаковых ландшафтных проектов.А их и не может быть, так как место для премий несостоявшегося проекта парка на Тучковом буяне никто не займет. И это уже одна из составляющих частей градостроительной жизни города на ближайшие годы.
Разумеется, в отличие от Арх Москвы нет и новых проектов петербургского метрополитена. Впрочем, об этом недавно писал “Город”, что уж тут еще объяснять.
.
Общим видом овладели, теперь подробности не стоит упускать
В самом деле, идея использования “Манежа” для проведения фестиваля понятна и уже давным-давно могла быть реализована. Она отсылает и к “Зодчеству”, который также проходит в “Манеже”, только московском.
Понятна (и также давным-давно могла бы быть) и разнообразная качественная кураторская политика на фестивале,которую сейчас осуществляют молодые кураторы. Это уже было на “Зодчестве” лет 10 назад , когда выставку достижений строительно-проектировочного хозяйства, которым являлся тогда этот фестиваль, сменила вполне отчетливая кураторская архитектурная идея. И, заметьте, каждый год новая.
А в Венеции эта метаморфоза с каждый раз новыми кураторскими девизами при открытии архитектурной секции арт-биеннале в 1984-м году была заложена изначально в доктрину международного фестиваля. Сейчас наконец-то “Архитектон” овладел общим видом современного устройства архитектурной биеннале. Но, как писал Жванецкий: общим видом овладели,теперь подробности не стоит упускать.
Слово “Инсталляция” для петербургского ‘Архитектона” также абсолютно новое. Как и выход фестивальных инсталляций на городскую приманежную территорию. Но уже вряд ли без него получится следующий “Архитектон”.
Что ж, получается в Манеже нынче изобрели петербургский архитектурный велосипед? Похоже, на то. Непонятно только, что мешало это сделать пару (десятков) лет назад, вместо выявления и не допущения в авторских коллективах хотя бы одного члена, не уплатившего взносы в профсоюз.
Алексей Шолохов