Авангард за углом

Будущие художники из Средней художественной школы имени Иогансона теперь знают, где рядом посмотреть современное искусство

.

Память Курёхина: от забвения к открытию

В начале 2000-х имя Сергея Курёхина постепенно уходило в тень, казалось, что его смелые эксперименты и музыка забыты городом. Власти Петербурга не проявляли особого интереса к сохранению наследия композитора, проект будущего Центра оставался подвешенным, но все изменилось благодаря настойчивости Анастасии Курёхиной, которая не давала имени мужа раствориться в истории.

И в сентябре 2025 года наконец произошло долгожданное открытие Центра. Он должен стать пространством для новых идей, экспериментов и живого общения с творчеством Курёхина. Местом, где молодежь сможет вдохновляться его дерзкими проектами.

Долгожданное открытие и наследие «Прибоя»

Центр современного искусства имени Сергея Курёхина открылся 11 сентября 2025 года в перестроенном здании бывшего кинотеатр «Прибой». Событие стало завершением долгого пути типового советского кинотеатра к авангардному культурному хабу.

Кинотеатр «Прибой» был построен в 1966 году по проекту Остапа Василенко, работавшего во 2-й мастерской института «Ленпроект», которая проектировала типовые зрелищные здания для Ленинграда.  Кроме Василенко здесь трудились Натан Трегубов, Людвиг Шимаковский и Виктор Фромзель, а руководил проектами Виктор Белов. Именно эта команда создавала решения для «Меридиана», «Максима», «Невского», «Современника» и «Охты».

Проект Василенко обеспечивал удобную эвакуацию, гармоничную объемно-пространственную композицию и функциональность зрительного зала, делая кинотеатр не только практичным для посетителей, но и открытым для городской среды.

Блеск идей и пыль деталей

Финальный проект реконструкции, выполненный Александром Петровым совместно с Никитой Сидоровым (внуком Курёхина), сохранил исторические элементы «Прибоя», включая круглый фрагмент пола терраццо, добавил двухэтажные концертные залы, выставочные пространства, медиатеку и ресторан с панорамным видом на город.

Несмотря на все достоинства, иногда новое здание выглядит слишком аккуратным, а отдельные дизайнерские решения кажутся излишне прагматичными и предсказуемыми, не совсем передающими дерзкий дух Курехина. Но если центр станет пространством для экспериментов, это в сумме гораздо важнее, чем попытка сделать все идеально.

В Петербурге есть и другие долгострои – проекты меняются, сталкивались с бюрократией, нехваткой средств и сменой приоритетов. Это показывает, насколько сложно довести до конца даже простые реконструкции, на этом фоне Центр Курёхина выглядит успешным.

Художественная школа и дух Курёхина

Неподалеку от Центра находится Средняя художественная школа имени Иогансона, где будущие художники давно считают Курёхина своим культурным героем и настоящим авангардным вдохновением.

Здесь учились Шемякин, Чобан и Шагин, здесь каждый проект или выставка — повод для поиска новых форм. Хотя школа числится при консервативной Академии художеств она сохранила дух новаторства. Это может и должно перекликаться с новым Центром Курёхина, который находится в 300 метрах от школы.

Курёхин и искусство невозможного

Сергей Курёхин обладал редкой способностью превращать самые невероятные идеи в реальные проекты. Он умел собрать вокруг себя команду, вдохновлять людей на смелые поступки, его подход сочетал дерзость, юмор и точное понимание, как сделать идею живой. И теперь этот дух должен ожить в новом Центре.

Центр для будущих художников

Старый «Прибой» обязан превратиться в место, где будущие художники из художественной школы имени Иогансона могут постигать современное искусство. Самые смелые идеи Курёхина теперь буквально у них под носом.

Алексей Шолохов