Библиотека города Н. и нравы ее обитателей

После того, как в библиотеку города Н. прислали нового директора, у нее началась новая увлекательная жизнь. Поскольку до библиотеки новый директор руководил торгово-развлекательным центром (ТРЦ), собственно библиотечная и библиографическая работа его совсем не интересовала, как и вопросы комплектования и каталогизации. Тем более, что интеллект (точнее, его полное отсутствие) не предрасполагало интересоваться такими бесполезными вещами. А все, что его заботило, – это исключительно собственное обогащение и откаты в Министерство досуга и туризма, которому библиотека города Н. подчинялась непосредственно.

В этом была определенная логика, потому что, во-первых, о личном обогащении директор заботился всю свою жизнь, а в министерство обязан был направлять откаты тем, кто его на должность определил. Собственно говоря, его и сунули директором в несчастную библиотеку города Н. исключительно для того, чтобы он, как насос, перекачивал деньги в карманы заместителей министра. По этой причине директор перетащил в библиотеку из ТРЦ, где он прежде работал, экономиста – вороватую тетку, которая должна обеспечивать ему постоянные левые доходы. Каким образом такие люди оказались во главе библиотеки, в городе Н. никто понять не в состоянии.

Мне рассказали о некоторых наиболее заметных проделках директора библиотеки города Н. Одна из них касалась сферы информационных технологий, без которых ни одна библиотека обойтись теперь не может. В голове вороватой тетки возник замысел приватизировать всю систему информатизации библиотеки города Н., целиком передав ее через госзакупки на аутсорсинг.

То есть выбрать частную фирму, которой передать все данные, которыми владеет библиотека, – персональные, библиотечный архив, каталоги, оцифрованные фонды и т.д. – с тем, чтобы все это хранилось не в самой библиотеке, а на сервере сторонней компании. Директор и его подручная парадоксально мотивировали эту спецоперацию тем, что хранить все вышеперечисленное вне библиотеки будет надежнее.

За все эти услуги, а это место на серверах, выделенная линия VPN, работы по прокладке кабелей, обслуживание всех систем и оборудования, кабелей, а также замена оборудования, его ремонт и т.д. библиотека будет платить деньги сторонней компании.

Предполагалось также, что библиотека во исполнение договорных обязательств передаст сторонней фирме оборудование Центра хранения и обработки данных.

Самое же интересное заключено в том, что этой сторонней IT-компанией, как планировалось, должна быть фирма, которой владеет сын вороватой финансовой тетки.

Понятно, что цифровые услуги очень дорогие, к тому же объем данных в библиотеке постоянно увеличивается, поэтому на библиотеку ляжет обязанность ежемесячно платить десятки миллионов рублей сыну вороватой тетки-экономиста, что намного больше, чем суммарная зарплата соответствующих специалистов в библиотеке. Не говоря о том, что эта частная фирма получит беспрепятственный доступ к безбрежному массиву информации: начиная от персональных данных сотрудников библиотеки и читателей до цифровых копий книг и журналов.

По существу, это новое направление обогащения за счет государства и сотрудников библиотеки, которые будут заниматься оцифровкой и передавать копии сторонней частной фирме, словно сама библиотека не в состоянии хранить данные.

Эксперты сразу предположили, что вскоре после передачи всего массива данных сторонней фирме на черном рынке появятся пиратские копии оцифрованных книг, в том числе и тех, на которые распространяется авторское право, что эффективно послужит личному обогащению директора библиотеки.

Но на совещании в министерстве, на которое был вызван директор, аутсорсинг IT-сферы был категорически запрещен. Скрыть коррупционную схему оказалось невозможно, настолько все стало очевидным.

Впрочем, этот запрет директора библиотеки не обескуражил, и, вернувшись из Министерства, он сразу же начал продвигать другие выгодные для себя замыслы.

Во-первых, размещение на здании библиотеки оборудования сотовых операторов – естественно, без заключения договоров аренды, т.е. незаконное. При этом деньги поступают под видом обслуживания оборудования сотовых операторов якобы силами работников библиотеки в обход Министерства досуга и туризма, налоговых органов и прямо в собственный карман.

Во-вторых, директор решил принадлежащий библиотеке книжный магазин закрыть и сдать его в аренду, что вороватая финансистка тут же и сделала, выставив цену за аренду выше рыночной – с учетом собственного интереса. Якобы Росимущество и Министерство досуга и туризма эту аренду одобрили, что я, к сожалению, проверить не могу.

В-третьих, поскольку здание библиотеки является объектом культурного наследия, пройдоха-директор уже дал большую взятку начальнику городского охранного ведомства, и тот обязался, что пока директор библиотеки находится на должности, не обращать внимания на жалобы на нарушение порядка содержания памятника архитектуры, давно нуждающегося в срочной реставрации, т.е. на требования Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Наконец, в-четвертых, директор и его финансовая помощница придумали в здании библиотеки после его закрытия в 20 час. проводить некие платные концерты и кинопоказы, а также иные мероприятия. Планируется привлечь инвестиции, но не исключено и тайное использование бюджетных средств.

Действительно, в здании библиотеки имеется концертный зал и есть большое фойе, где намереваются торговать бутербродами и напитками с выносных столиков перед развелкательными мероприятиями… Но поскольку такое использование государственной собственности в уставе библиотеки – государственного учреждения – не предусмотрено и законом запрещено, ее собираются скрывать от Министерства, сотрудников и журналистов под видом бесплатной «образовательной деятельности». А деньги собирать тайно и присваивать. Я не исключаю ни ночное варьете, ни игорный бизнес.

В целом же идея заключена в том, что здание библиотеки может ночью приносить доход. Правда, возникла одна проблема. Сразу после закрытия библиотека должна закрываться и ставиться на охрану в Росгвардии, а на объекте не может быть никого, кроме Росгвардии, службы собственной охраны и противопожарной службы. Таковы требования антитеррористической защищенности подобных объектов в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Каким образом, за какие взятки директор собирается эти требования преодолевать, мне пока из города Н. не сообщили. В любом случае делать это на виду у всех и сохранять тайну «образовательной деятельности» будет непросто и взяток потребует немалых.

Такие, как писал Курт Воннегут, дела.

Михаил Золотоносов