Чем грозит подключение к мобильным операторам без паспорта?

Сим-картами в Петербурге торгуют на каждом углу. Подключиться можно легко и просто – практически к любому оператору и без всяких документов. Почему так делать вредно, корреспондент журнала “Город 812” убедилась на собственном опыте.

Дважды абонент

Сим-карту  МТС я приобрела около года назад на лотке у станции метро «Академическая».

Паспорт не нужен, подключение бесплатное, деньги будут на вашем счету, – протараторила смуглая продавщица мобильных услуг.
Я дала деньги – она сунула мне коробку с сим-картой. Так я стала абонентом МТС.
Почти год меня все устраивало. Я исправно поддерживала положительный баланс, а оператор меня всячески опекал, предлагая бонусы, удобный роуминг и прочее.
Как вдруг я получила грозную эсэмэску от ОАО «МТС»:
«У вас имеется задолженность перед МТС по другому номеру. Долги по номерам: 79816893793 (-372,11), 79118395976 (-35,91). Оплатите, пожалуйста, задолженность до 23.11.2011. Обращаем ваше внимание, что в соответствии с договором с ОАО «МТС»  задолженность, не погашенная в срок, может отрицательно сказаться на Вашей кредитной истории. Справки по телефону…»

По справочному телефону (куда еще надо дозвониться!) сообщили, что, если я эти задолженности не оплачу по-хорошему, то сумму долга просто снимут с моего действующего номера.

Компания имеет право перевести денежные средства владельца с одного номера на другой, – мило сообщила оператор.

А если денег на  моем счету для оплаты долга не хватит,  номер заблокируют. А если я и после этого не рассчитаюсь с МТС, компания грозит начислением штрафных санкций и обещает обратиться в суд.
Я хотела испугаться, но возмутилась. Потому что других номеров МТС, а тем более задолженностей по ним, у меня нет. Поразмыслив, я поняла, что и того номера, которым я пользуюсь, у меня тоже – нет.  Фактически он – у меня, но де-юре он есть у кого-то другого – того, на кого был оформлен договор на подключение моей сим-карты и тех других номеров, по которым образовались задолженности. И эта юридическая коллизия никак не убережет мои деньги на счете  от списания их в пользу неизвестных должников. Потому что  МТС, как говорилось выше, «имеет право перевести денежные средства владельца с одного номера на другой».  А я, получается, и не владелец даже, а так, абонент без паспорта.

Отдавать свои деньги в оплату чужих долгов было жалко. Пошла  в офис МТС – разбираться.
К  моей проблеме менеджер Панасенко Михаил отнесся философски.

Это дилеры виноваты, что вас без паспорта подключили. А мы  вообще ни при чем, – сказал он.
В качестве решения проблемы Михаил предложил мне стать законным владельцем моей же сим-карты. Для этого потребовались лишь паспорт и заявление.

В заявлении я попросила  ОАО «МТС» зарегистрировать мой номер на мои Ф.И.О., «так как я являюсь фактическим пользователем сим-карты». После чего ОАО «МТС»   заключило со мной договор о предоставлении услуг связи, а менеджер Панасенко выдал мне ксерокопию этого договора. К сожалению, копия оказалась  почти слепой – кроме моих паспортных данных и телефонного номера прочитать что-то еще в договоре было невозможно…  Так я снова стала абонентом МТС.

Кто с кого больше денег снимет?

Пришлось похлопотать, чтобы получить права законного абонента,  но, в общем, зарегистрировать на себя чужую «симку» оказалось довольно просто. Михаил Панасенко даже не попросил предъявить для этого саму сим-карту, «пользователем которой я фактически являюсь». Я просто продиктовала ему номер. Получается, что любой  также может прийти в МТС и, рассказав жалостливую историю, вроде мой, оформить на себя чужой номер?

По словам менеджера Панасенко, такого в компании МТС  произойти не может. Потому что в МТС все заявления, вроде моего, рассматривают специалисты, которые  обращают  внимание, например, на то, где производилось подключение. Если в салоне связи – в перерегистрации сим-карты наверняка откажут. А если где-то у дилеров, да в придачу, на какого-то непонятного владельца зарегистрировано несколько номеров… Тогда могут быть варианты. Например – как у меня: «симку» перерегистрировали, но при этом предупредили, что ее юридический владелец может потребовать ее назад.

Зато Михаил пообещал, что теперь деньги с моего абонентского счета в оплату чужих долгов не снимут.

Кстати, соревнование «кто с кого больше денег снимет» между сотовыми операторами и абонентами, похоже, идет нешуточное. На форумах в интернете можно найти много историй о том, как нехорошие люди обманывают сотовых операторов. Например, гастарбайтеры подключаются без документов и вдоволь общаются с родиной, уходя при этом в  глубокий «минус» на счету. А затем сим-карту просто выбрасывают. По мере необходимости покупают новую. Другие плохие люди, наоборот, выбрасывают сим-карту после поездки за границу и длительных переговоров в роуминге.

50 рублей за испуг

За комментариями мы обратились к «большой тройке» сотовых операторов.  Всем задали одинаковые вопросы. И ответы, как ни удивительно, получили тоже почти одинаковые. Как будто пресс-секретари списывали их друг у друга. На некоторые «неудобные» вопросы в некоторых компаниях не ответили. Например, в «Билайне» не сказали, как часто сталкиваются с подключениями без документов. И ни  в одной компании прямо не ответили на вопрос – с какими проблемами может столкнуться «беспаспортный» абонент. Общий смысл всех комментариев, по сути, сводится  к тому, что нарушения бывают редко. С ними успешно борются. Недобросовестных дилеров наказывают. Применяют к ним «жесткие» штрафные санкции.

К сожалению, никто из операторов не написал о том, с чем корреспондент “Город 812”  столкнулась на собственном печальном опыте.  А именно, что компания  может перевести денежные средства владельца с одного номера на другой.  И может заблокировать ваш номер за чужие долги.

Для наглядности ответы сотовых операторов мы объединили в таблицу.

Кстати, несмотря на заверения компаний – операторов мобильной связи,  дилеры-лоточники, торгующие сим-картами «без паспорта», никуда не делись. Например, они также процветают у метро «Академическая».  Как выяснилось, торговцы уже отреагировали на «жесткие штрафные санкции» со стороны операторов,  попросту переложив свои финансовые риски на покупателей. Подключение без предъявления паспорта теперь стоит у них на 50 рублей дороже.

P.S. Привет от Женик Араратовны

Примерно через неделю после того, как я стала законным абонентом, заключив договор с компанией, мне позвонили из МТС, «чтобы обсудить вопросы обслуживания». И первое, что спросили, я ли – Женик Араратовна, владелец номера? Моим словам о том, что номер зарегистрирован не на Женик Араратовну, а на меня – и договор имеется, сотрудница МТС не поверила. По ее словам, номер по-прежнему числится за Женик Араратовной. В компании пообещали разобраться.                           

 

Мария Гордякова