1 января 2018 года вступит в силу закон о телемедицине, который президент России подписал 30 июля 2017 года. В законе установлено, что установление первичного диагноза и назначение лечения требуют личного общения пациента с врачом, но вот повторный визит и дальнейшее наблюдение за состоянием здоровья уже смогут быть дистанционными. С 2019 года врачи смогут выписывать электронные рецепты и справки.
Два плюса
Бесспорных плюсов у дистанционной медицины как минимум два:
1) ее удобно применять для подготовки к первичному приему: врач, выслушав жалобы, сможет давать пациентам онлайн-рекомендации по сдаче необходимых анализов еще до очной встречи (и тогда первый прием будет более эффективным);
2) дистанционные консультации врачей повысят доступность медицинской помощи в нашей чересчур большой стране.
Закон же потребовался прежде всего для того, чтобы установить нормы по оформлению (а значит, и оплате!) «заочных» бюллетеней, а также для того, чтобы определить, в каких случаях телемедицину применять можно, а в каких личное обращение к врачу и вызов «скорой» все-таки должны быть обязательными.
Первый опыт
В Группе Ренессанс Страхование проект по внедрению телемедицины начался в марте 2017 года. Группа проводит его совместно с сетью клиник «Доктор Рядом». Сейчас управляющий директор группы по ДМС Наталья Харина говорит: «Компании, заключившие договор ДМС в Ренессанс Страховании, оценили телемедицину как очень полезный сервис. В первую очередь услуга оказалась востребована в регионах. Основная причина этого – ограниченные возможности сервиса в удаленных регионах даже у коммерческих клиник. Например, в том, что касается оперативности приема врача. Свыше 18% из числа пациентов, установивших мобильное приложение “Доктор Рядом”, обратились за консультацией. Из них 74% сделали это однократно, а 26% – два и более раз. Важная причина, по которой телемедицина очень высоко востребована у предприятий, – это сокращение потерь рабочего времени сотрудников на поездки в клиники по случаям, не требующим личного посещения врача».
А еще одна причина высокого спроса на телемедицину, считают в Группе Ренессанс Страхование, – это удобное для пациента время получения консультации и высокая оперативность получения медуслуг (потому что, как и предполагалось, наиболее востребованы были срочные консультации). Запросы распределились так:
– получить рекомендации по острым состояниям – 55%;
– прокомментировать результаты обследований – 6%;
– услышать второе медицинское мнение – 4%;
– другие причины – 35%.
При этом 65% онлайн-консультаций оказали врачи общей практики, а 35% – узкопрофильные специалисты.
Кто за это заплатит?
Один из важнейших вопросов телемедицины – ценовой.
В СМИ еще на стадии разработки законопроекта появилось несколько прогнозов от страховщиков и медиков. Сейчас, когда закон принят, но практика применения телемедицины крайне мала, эти прогнозы пока не изменились.
Как правило, эксперты считали, что рынок телемедицинских услуг будет интересен всем покупателям полисов ДМС и вообще всем пациентам, так как стоимость онлайн-приема ниже стоимости приема очного. Так, замдиректора сектора здравоохранения и фармацевтики аудиторской компании «КПМГ в России и СНГ» Дамир Сухов прогнозировал, что в будущем возможно удешевление полисов ДМС на 5–15%, и это при сохранении уровня и количества услуг.
Впрочем, некоторые специалисты говорили и о том, что на ТМ будет необходимо дополнительно потратиться: каждый обладатель ДМС, скорее всего, должен будет установить особое IT-приложение к своему компьютеру или смартфону. Без такого приложения консультация рискует быть слишком «умозрительной».
Другие говорили о необходимости установки Скайпа.
Третьи – о том, что пациентам потребуется надевать всевозможные «напульсники», «наплечники», «напоясники» и пр. для всевозможных измерений и пересылки этих данных в клинику в постоянном режиме.
Теоретически, все это может потребовать хотя бы разовых дополнительных затрат.
Кто и сколько должен будет заплатить – медцентры, страховщики или пациенты, – в двух первых группах стараются ничего не говорить, а в третьей просто не знают. Страховщики говорят, что пока в разработку всевозможных IT-приложений и в обучение специалистов по их применению активно инвестируют в первую очередь клиники, стремящиеся первыми занять этот сегмент рынка.
С ними согласен и генеральный директор СРО «Ассоциация частных клиник Санкт–Петербурга» Александр Солонин: «Заплатят за это прежде всего медицинские компании, а объемы затрат зависят от масштабов их филиальных сетей и от того, на каком этапе находится внедрение технологии. На первом этапе вложения больше, но потом – чем дальше, тем меньше. Так же и для пациентов: на первом этапе абонентская плата больше… Насколько подешевеет ДМС, предсказать пока невозможно. Теоретически, любое дополнение к медицинской услуге ведет к ее удорожанию и, соответственно, к росту цены ДМС. А IT-технологии – это дополнительный продукт. Значит, по крайней мере, на первом этапе, когда эта технология только внедряется и клиники несут затраты, полис с телемедициной должен стоить дороже. За возможность в любое время дня и ночи получить консультацию онлайн медики, а вслед за ними и страховщики, естественно, возьмут с клиента дополнительную плату. Но, с другой стороны, если в договоре ДМС будет написано, что какую-то консультацию окажут дистанционно (вместо того чтобы вы куда-то ехали), то, по идее, медучреждение сэкономит на площадях и на количестве работников. В общем, пока рано называть цифры».
А Денис Швецов, директор по развитию компании «Доктор Рядом», добавляет: «На мой взгляд, установка IT-приложений для пациентов должна быть бесплатной, а цена консультации врача – это вопрос программы страхования».
Алексей Крылов