Что можно и чего нельзя делать владельцам беспилотников

Минтранс России не позднее конца ноября обещал подготовить проект нового порядка регистрации и использования беспилотных летательных аппаратов. Впрочем, четкая система регулирования беспилотников заработает не раньше апреля 2018 года. Россиянам уже обещаны строгие кары за несанкционированные полеты во время футбольного чемпионата. Сейчас в России механизм разрешения полетов беспилотников отсутствует. Тем не менее беспилотники покупают и предприятии, и граждане.

6 фактов о дронах и штрафах

 

  1. Штраф за несанкционированный полет беспилотника в России сейчас составляет 2–5 тысяч рублей для граждан. Для организаций – 250–500 тысяч. Ходят слухи, что его собираются увеличить сразу на порядок. Дроны массой менее 250 грамм не нужно регистрировать (это не значит, что им разрешены полеты), от 250 граммов до 30 кг требуется регистрировать, даже если их планируется использовать в помещении.

 

  1. В 2015 году официальные разрешения на использование воздушного пространства выдавались 6228 раз, в 2016-м – 12 576, в 2017-м, который еще не закончился, 53 тысячи. Но как раз в этом году введена обязательная регистрация беспилотных аппаратов. Крупные компании стараются регистрировать беспилотники и получать разрешения на вылет.

 

  1. Для частных лиц обязательную регистрацию приостановили, так как ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», которому поручили разработать электронный паспорт летательного аппарата, оказался пока не готов. «Паспорт» будет представлять собой транспондер, который крепится на борту и должен посылать свою метку на расстояние до 300 м. Летчики считают, что этого мало, и каждый дрон надо подключить к технологии АЗН-В(автоматическое зависимое наблюдение-вещание). Тогда дрон на радарной карте будут видеть и наземные диспетчерские центры, и пилоты воздушных судов. Летательный аппарат, подключенный к системе, автоматически передает все данные о полете: курс, высоту, вертикальную и горизонтальную скорость и координаты.

 

  1. Сейчас единственный документ, который регламентирует полеты, – руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам (ДПАС) под номером Doc10019 Международной ассоциации гражданской авиации (ICAO).

 

  1. Официальная карта запретных зон для дронов есть только во Франции.
  2. В США действует суровое наказание за коммерческий полет без регистрации: 27 500 долларов штраф или тюремное заключение. Кроме того, есть закон, позволяющий сбивать дроны, если они мешают работе полиции и пожарным. В то же время наказание за сбитый легальный беспилотник может достигать 20 лет тюрьмы. Впрочем, кодекс также защищает граждан, которым кажется, что внешний пилот охотится за их обнаженным телом. Статью о наказании за вуайеризм недавно переписали, внеся дополнения по поводу дронов.

 

На каждый дрон – по чипу

Беспилотники нужны многим компаниям, но получать регулярные разрешения на полеты удается в основном государственным структурам. Остальные ищут способ легализовать полеты. О том, что беспилотники умеют и когда их разрешат, нам рассказал генеральный директор Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем «АЭРОНЕТ» Глеб БАБИНЦЕВ.

Еще много лет назад научились делать авиамодели, которые могли продержаться в воздухе целый час. Но использовать дроны для дела стали только сейчас. Что изменилось?

– Первые авиамодели с бензиновым двигателем, конечно, могли долго находиться в полете, но они не были радиоуправляемыми, то есть вообще не подчинялись никаким командам с земли. Мы их считать не будем. Сначала появились модули управления, потом литий-ионовые аккумуляторы, двигатели стали компактнее, и дроны смогли взять на борт груз. Камеру. Но еще десять лет назад 5-мегапиксельная камера считалась дорогой и престижной, а что она, по сути, могла сделать? На серьезную съемку с высоты нечего было и рассчитывать. Потом камеры становились и меньше, и качественней, вплоть до 40 мегапикселей, потом придумали добавлять к ним землемерный софт, определители координат, а потом появилось программное обеспечение, которое позволяет сразу, в момент съемки, делать карту или 3D-модель объекта.

Больше всего заинтересованы в гражданских беспилотниках по-прежнему геодезисты и картографы?

– На «Аэронет» выходили строители, работники нефтегазовой отрасли и электросетевых отраслей, логисты. Я не могу перечислять названия компаний, потому что любое включение дронов, даже экспериментальное, все еще под запретом, а люди используют их вовсю.

Для строителей, особенно занятых одновременно на нескольких объектах, дроны – это спасение. Строительные боссы ежесуточно обследуют свои объекты прямо из Москвы без необходимости выезжать в тайгу, совершать облет на вертолете. Беспилотник сам покажет ему трехмерную картинку: сколько за сутки вынуто грунта, сколько уложено дорожного полотна, стоит техника на площадке или ее украли. Программа сразу считает кубометры, и теперь подрядчик не сможет водить хозяина за нос: говорить, что мы вырыли 300 кубометров, когда на самом деле 200. «Россети» ведут мониторинг линейной инфраструктуры. У них протяженность линий электропередач – свыше 2 миллионов километров, и порядка тысячи вылетов беспилотников за год.

Строителям не надо оформлять разрешение на полет, если дрон летает над территорией стройки?

– Формально оформлять разрешение должен каждый, кто запускает со своей дачи детский воздушный шарик.

Какие беспилотники используют крупные компании?

– «Газпром» в прошлом году объявил конкурс на разработку беспилотников, которые будут облетать магистрали и искать врезки и утечки. А МЧС предпочитает закупать дроны в Китае. В лесу беспилотник может искать пропавшего человека с помощью тепловой камеры. Они сейчас усовершенствованные, не только могут человека от медведя отличить, но и идентифицировать личность.

Перевозка грузов беспилотниками где востребована – на Камчатке или, наоборот, в больших городах?

– Доставка грузов с помощью коптера – это все-таки завтрашний день, а не сегодняшний. Чтобы вести качественную съемку, нужен дрон весом в 5–10 килограммов, которому по силам удержать на себе груз граммов в 500. А логистическим компаниям надо 30 кг. Такие дроны строятся в экспериментальном порядке, но в массовом будут выпускаться еще не скоро, требуется вложить очень много денег и в разработку, и в сертификацию. Инвестиционная активность пока низкая, потому что законодательной базы нет. Есть стартапы, но им не под силу такой маховик закрутить. Экспериментальный дрон-перевозчик есть в Казани в КБ Симонова: он весит 7 тонн и способен нести 2 тонны полезной нагрузки. В объединении «Кронштадт» аппарат весом в одну тонну способен взять на борт 200–300 кг. Конечно, они не электрические, а на двигателе внутреннего сгорания. Вообще, существуют дроны самолетного типа, коптерного, вертолетного, мультироторного и гибриды. И те, что могут нести груз, используются сейчас в сельском хозяйстве для исследования полей, точечного удобрения и орошения (известно, что в Белгородской области на полях работают 12 беспилотников. – Н.А.) Представьте, как распыляет удобрения или гербициды самолет – он же ненароком губит нужную культуру, потому что опыление идет широким фронтом. Точечная обработка посевов позволит экономить 20% удобрений и повышать на 30% урожайность. Подсчитано уже. Кроме того, беспилотник может дистанционно зондировать землю – делая съемку с помощью радиолокации, спектральных и инфракрасных камер. То есть не только считывать рельеф, но и заглянуть метров на 15 под землю, увидеть состояние почв и грунтовые воды.

Дрон может летать в ветреную погоду?

– Ветер более 17 м/с является критичным. А для бытовых дронов – более 10 м/с. Запрещены полеты ночью.

Почему бы не начать легализацию дронов с установления воздушного коридора вдали от авиатрасс?

– Воздушный коридор можно устанавливать временно: для проведения каких-то работ, соревнований. Постоянно нельзя, потому что рано или поздно он начнет мешать самолетам. Экспериментально их еще открывают, чтобы в одном коридоре одновременно полетали несколько экплуатантов разного вида беспилотников – и сами бы выработали технологию взаимного уклонения без помощи диспетчера. На мой взгляд, такие технологии – единственный выход, который поможет летательным аппаратам интегрироваться в воздушное пространство. На пилотируемых воздушных судах они есть, а на беспилотных – нет. Но пилотируемым аппаратам тоже понадобится техническое переоснащение, чтобы они приучились видеть беспилотники. Это во-первых. Во-вторых, мы настаиваем на том, чтобы легким и сверхлегким летательным машинам, которым все равно диспетчерское обслуживание не положено, было предоставлено право подниматься на высоту до 150 метров. При условии, конечно, что каждый аппарат несет на себе чип, который можно сосканировать, в том числе с земли, и на каждом стоит прибор автоматического уклонения.

Главное: появится правило – и пилоты будут по крайней мере знать, что на высоте 0–150 метров возможно появление дронов. А когда летают тайком – это деградация правовой культуры. Заметьте: первая в мире инициатива разработать законодательную базу для беспилотников исходила именно из России. А получилось так, что мы десять лет буксуем на месте и все еще боремся за внедрение хотя бы ручной регистрации, то есть заведомо устаревшей.

Автоматическая регистрация – это когда дрон сам обозначает себя в пространстве?

– Да. К каждому пилоту должно быть привязано что-то вроде сим-карты. Которую можно вставить в любой дрон. И она тут же делает его видимым на карте. Главное условие – выдавать ее только после обучения. Мы формируем систему аттестации с 2018 года. Сейчас нет ни одной официальной учебной программы по обучению оператора беспилотного летательного аппарата, хотя для тех, кто использует большие аппараты и делает коммерческие проекты, она необходима.

В Донском Политехе есть программа по обучению за 72 часа. Чему можно за это время научиться?

–  Неплохо. Теорию организации воздушного движения, навигационные основы, небольшую практику и представление о ремонте можно усвоить и за семьдесят часов. Если пилотировать дрон с большим количеством электроники, которая стабилизирует и не боится ветра. Но для развития хорошей сенсорики и моторики рук надо тренировать дистанционное пилотирование в ручном режиме: чтобы не автоматика вела аппарат, а ты сам. Надо учиться реагировать на внезапные ситуации, потому что все катастрофы происходят именно из-за них. Мало ли что бывает: магнитометры сходят с ума или электроника косячит, потому что рядом радиолиния проходит. Надо удержать аппарат, чтоб он не врезался, этому за 72 часа не научишься. Лучшие пилоты БЛА – бывшие авиамоделисты, которые этим всем владеют.

Когда у нас наведут порядок с регистрацией, появляться в воздухе дрону без трекера просто-напросто запретят. И что полиция, увидев в небе беспилотник, который не подает сигналы, будет делать? Стрелять?

– В том числе. Неопознанный объект будет априори считаться источником повышенной опасности, который необходимо нейтрализовать. Но я уверен, что законы не будут ужесточены, пока не появятся условия, позволяющие легально использовать дроны. Правда, не знаю, как придется поступать с авиамоделями: они не имеют права и возможности нести на борту дополнительное обеспечение, в том числе трекеры. Видимо, будут совершать полеты только в особых зонах.

Какие законы для дронов существуют в других странах?

– В США была обязательная регистрация с 15 декабря 2016 до середины 2017 года. Потом суд признал требование незаконным, регистрацию отменил, а все уже уплаченные пошлины велел вернуть. Пошлин к тому времени набралось на 4 миллиона. Сейчас там существует регистрация для коммерческих дронов, а для спортивных и развлекательных – нет. В Штатах есть свои строгости, но там есть правила, которые нельзя нарушать, а если соблюдаешь – работай на здоровье. И немудрено, что там зарегистрировано уже 700 тысяч дронов.

 

 

Продавцы: покупайте и пользуйтесь!

 

Несмотря на запреты полетов, дроны свободно продаются – купить может каждый.

– Ситуация с обязательной регистрацией дронов напоминает историю с запретом автомобилей без тревожных кнопок, – говорит менеджер магазина «Коптердрон». – Вроде как с 1 января нельзя было их зарегистрировать, но потом на таможенников надавили, и они вынуждены были их растаможить. Сейчас все понимают: чтобы упорядочить полеты беспилотников, недостаточно одного приказа Минтранса, нужны изменения в несколько законов, подзаконные акты, а пока они не готовы, нельзя просто так взять все и запретить, это будет удар для бизнеса. Наши покупатели, использующие и малые и средние дроны, ни у кого разрешения не спрашивают. Им самим хватает ума понять, что не надо летать над режимными объектами и над высокими делегациями, что дрон наверняка собьют, и у спецслужб найдется объяснение, зачем они так обошлись с чужой собственностью.

Основная цель покупки дронов – все-таки развлекательная. Их покупают для детей и взрослых, но ничего, кроме видеокамеры, с их помощью не поднимают, да и снимают на камеру только себя и свою семью. Иногда соседей. Вторая цель – съемка мероприятий: свадеб и корпоративов. То есть видите – дроны задействуют на своем дачном участке или на поляне, которая арендована под праздник. Третья цель – съемка города: потом оператор монтирует ролики для YouTube и на этом зарабатывает. Физические лица, покупающие беспилотники, не интересуются моделями за 300 тысяч и больше, их потолок – тысяч сто. Перевозить грузы с помощью такого коптера почти невозможно, даже если бы было разрешение. Коптер не поднимет вес больше килограмма. Можно, конечно, придумать романтическую историю и отправить с помощью дрона букет цветов, но он громоздкий, он сделает аппарат неустойчивым, и любой порыв ветра его обрушит. В городе и так дроны себя уязвимо чувствуют из-за проводов и радиопомех.

Четвертая цель покупки – для авиамоделирования. Дроны покупают и перестраивают люди, которые с детства строят авиамодели. Потом они участвуют с ними в авиагонках. Чаще всего меняют аккумулятор, правда, из-за этого аппарат теряет гарантию.

Обычно люди покупают себе дрон за 3000 рублей, а через несколько месяцев приходят и просят уже дорогой, с хорошей камерой и навигацией. Сейчас самые качественные дроны – китайские.

Дромодронов в России пока нет (говорят, что первые официальные дромодроны появятся в Африке), а неофициальные испытательные полигоны есть и в Петербурге – это пейнтбольные площадки.

 

Чиновники: не вздумайте партизанить

 

Официально для тех, кто захочет устроить авиагонки на дронах в публичном месте, например в парке, требуется разрешение Зонального центра Единой системы организации воздушного движения. Мы туда обратились. В центре ОВД нам заявили, что разрешения не дадут, даже если планируется полет только одного детского дрона весом 70 граммов.

«И не вздумайте партизанить, – заявил чиновник из центра. – Уже сбивают аппараты, а на владельца накладывают штраф – 5000 рублей. Законы ужесточились, и для детских секций моделирования тоже нет никакого послабления. Беспилотник может запускать только государственная организация».

Впрочем, начальник отдела в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания Ространснадзора по СЗФО Василий Сизов обнадежил, сказав, что хотя Петербург и является территорией тотального запрета, то в области можно найти площадку. А в Петербурге лучше не искушать судьбу: в этом году задержали уже 13 нарушителей, в будущем будет больше.

 

Пользователи: все зависит от конкретного полицейского

Своим опытом по использованию дронов с нами поделился известный петербургский фоторепортер, попросивший, впрочем, не называть его имени.

– У меня три дрона. Но на оппозиционные мероприятия я предпочитаю ходить с большим штативом. Не хочу нарываться на неприятности там, где полиция и так взвинчена.

Однажды я собирался использовать дрон при съемке траурных мероприятий на Невском пятачке. А рядом полиция проводила какую-то спецоперацию. Я держал дрон наготове, а рядом кто-то бегал и сигналил полицейскому вертолету, обеспечивая ему посадку. Потом они увидели меня с дроном, хотя я еще не собирался его пускать. Окружили, вызвали подкрепление из Кировска. Приехала какая-то тетка, целый подполковник, которую ради меня «сняли» с убийства. Они там поспорили с ментом, кто получит за меня «палку». Их в моей истории только это и волновало. Потом я получил по почте сразу два протокола, первый – о возбуждении против меня административного производства, второй – о его прекращении (дрон ведь я так и не запустил).

Моему коллеге, который снимал Курбан-байрам, повезло меньше. Поскольку он представлял крупное фотоагентство, на него пытались повесить штраф для юрлица – полмиллиона рублей. Разбиралась с ним даже не полиция, а центр Э. С большим трудом отбились, и он отделался штрафом для обычного гражданина – в три тысячи.

Все зависит от конкретного правоохранителя. На «Алых парусах» полицейский стоял со мной рядом и не препятствовал использованию дрона. На Фестивале света, который только что проходил, я видел три беспилотника, и никто не обращал на них внимания.

 

Инциденты с дронами

Хотя дронов в мире очень много, скандальные происшествия не слишком часто попадают в топ-новостей. Мы нашли такие.

В Белграде вылетевший на футбольное поле дрон сорвал матч.

Певец Энрике Иглесиас на концерте отбил рукой подлетевший к нему беспилотник – рассек пальцы пропеллером.

В Екатеринбурге беспилотник использовали во время рекламной акции в торговом центре – он попал в покупательницу.

В Сиэтле беспилотник повредил колесо обозрения.

В Кейптауне влетел в окно небоскреба.

В Риге во время школьной линейки чуть не придавил детей и мэра Нила Ушакова.

Нина Астафьева