Девальвация Рублева. «Троицу» забрали церковники

12 июля 2023 года в 600-летней истории знаменитой картины Андрея Рублева «Троица» произошел трагический поворот, который быстро приведет к утрате объекта: подписан договор о передаче «Троицы» из Государственной Третьяковской галереи в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Об этом пресс-служба московского патриарха оповестила на своей странице в интернете в 16 час. 33 мин. (см. тут).

.

Гражданин Гундяев не скрывал ликования, рассуждая о том, что свершилось историческое событие и «страна живет в иное время, в иную эпоху». Да, эпоха иная – в том смысле, что отношение к культурным ценностям, входящим в состав Музейного фонда РФ, изменилось настолько кардинально, что всем – и прежде всего Министерству культуры и Третьяковской галерее – уже безразлично, сохранятся эти ценности или нет. Лишь бы своими холопами осталось довольно высокое начальство. Впрочем, об этом написано много, в том числе и мною, поэтому обратить внимание я хочу на другое.

Договор о передаче «Троицы», вероятно, на 49 лет, хотя точно это неизвестно, подписали министр культуры О.Любимова и патриарх Кирилл, при подписании присутствовали первый заместитель министра культуры С.Обрывалин, путем злоупотребления должностными полномочиями добившийся ублажения патриарха, губернатор А.Беглов, церковные чиновники…

  • Фото с сайта patriarchia.ru

Не было только, что сразу обращает внимание, представителей Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), по понятным причинам пребывающей в трауре.

Видимо, демонстративным отсутствием руководство ГТГ в лице директора Е.Проничевой и главного хранителя Т.Городковой из последних сил показало свое подлинное отношение к этому событию. Причем подписание договора происходило не в Москве, а в Петербурге (!), в здании Санкт-Петербургской митрополии в Александро-Невской лавре. Подозреваю, что сделано это для того, чтобы оправдать отсутствие представителей ГТГ, потому что подписание в Москве при их отсутствии выглядело бы еще более вызывающе. А так у них вроде бы обнаружились неотложные дела, от рабочих мест никак не оторваться, ехать в Петербург некогда… бывает…

Напомню, что 15 мая 2023 г. в ГТГ состоялось заседание расширенного реставрационного совета и был подписан протокол № 87 (см. тут), из которого однозначно следовало, что техническое состояние картины Рублева таково, что увозить ее за пределы ГТГ нельзя категорически, что настаивать на этом могут только те, кому на сохранность «Троицы» наплевать, но зато хочется показать свою бюрократическую власть.

 С учетом того исторического протокола от 15.05.2023 и отсутствия при подписании нетрудно понять, с какими чувствами руководство ГТГ как организации, за которой «Троица» была закреплена и в фондах которой продолжает формально (очень формально!) числиться, подписало письмо о согласии с передачей картины религиозной организации (что предусмотрено подпунктом «в» пункта 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации»).

Полагаю, что подписано согласие было под сильнейшим давлением, с выкручиванием рук, с угрозами чего угодно, включая уголовное преследование, а также со слезами обиды и истериками. Говорят, что Т.Городкова, главный хранитель ГТГ, пребывает в трауре… Зато с работы не выгнали, при должности осталась, а цена этого – всего лишь какая-то икона.

При подписании договора патриарх высокопарно возгласил, что, дескать, «безвозвратно ушла в прошлое та страшная эпоха, когда под видом изъятия церковных ценностей изымались святыни земли Русской и народ наш лишался возможности возносить перед ними свои молитвы» (как будто нельзя прийти и помолиться перед «Троицей», стоя в Третьяковской галерее).

Да, та страшная эпоха прошла, зато, как видим, началась новая страшная эпоха – эпоха нигилистического отношения к культуре в целом и к культурным ценностям, которыми по-прежнему распоряжаются чиновники, не имеющие профильного образования, соответствующего статусу и ценности культурных объектов (прежде всего, имею в виду театроведа О.Любимову и инженера С.Обрывалина). Ум вместе с должностью не дается, а смелость сказать «нет» и подавно.

Так что годы идут, а эпохи, сменяющие одна другую, так и остаются страшными. И если брать конкретно «Троицу», то еще неизвестно, какая эпоха оказалась для нее страшнее.

Напомню, что в письме президенту от 5 июня 2023 г. гражданин Гундяев обещал выполнить важнейшее условие договора безвозмездного пользования музейными предметами и коллекциями религиозного назначения, который «обязывает религиозную организацию соблюдать все необходимые требования, обеспечивающие их сохранность, включая необходимые температурный и влажностный режимы, наличие систем охранной и пожарной сигнализации» (об этом письме см. в моей статье «Операция “Изъятие Троицы”», опубликованной на сайте журнала «Город 812» 6 июля 2023 г. (см. тут). И президент поставил 6 июня 2023 г. резолюцию «Согласен» с учетом обязательного выполнения этих условий.

Но, как мы знаем, «Троицу» РПЦ уже получила, а условия обеспечения сохранности пока что не выполнила, хотя элементарная логика подсказывает, что выполнить их необходимо было до завладения картиной Рублева.

Однако ни в Храме Христа Спасителя, где «Троица» сейчас выставлена в простой витрине, ни тем более в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сохранность картины Рублева пока не обеспечена ничем: нет специальной аппаратуры в виде климатической капсулы, обеспечивающей стабильный и заданный температурно-влажностный режим (ТВР), нет передачи параметров ТВР через интернет, возможно, нет и системы охранной и пожарной сигнализации.

Наконец, поскольку с картины осыпается шелушащаяся краска и отваливается левкас, необходимо, но не создано устройство, устраняющее вибрацию картины при перемещении, которое гибельно для картины само по себе. А ведь о том, что для перемещения «Троицы» необходимо избежать вибрации, подробно говорилось на заседании расширенного реставрационного совета ГТГ 15 мая 2023 г.

Кстати, сотрудники Третьяковской галереи так и не были допушены для осмотра объекта – возможно, потому, что может выявиться ухудшение состояния за период с 3 июня 2023 г. по сегодняшний день, т.е. за месяц с небольшим.  

Таким образом, можно констатировать, что фактически гражданин Гундяев обманул президента и в его лице всех нас: уже получил на основании резолюции «Согласен» с помощью Обрывалина «Троицу» в свои руки, но при этом не выполняет обещанное в письме президенту от 5 июня 2023 г., под которым стоит его, патриарха Кирилла, подпись.

Ведь и сейчас в ХХС, и после 18 июля 2023 г. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э.Грабаря (ВХНРЦ), и в Троице-Сергиевой лавре технических средств для обеспечения условий сохранности объекта нет. И это все знают.

Известно, что 11 июля 2023 г. министр культуры О.Любимова приезжала в ГТГ, были собраны реставраторы, видимо, обсуждались некие условия хранения «Троицы», которые потом, очевидно, вошли в договор между ГТГ и Троице-Сергиевой лаврой.

Но какой толк в обсуждении с реставраторами состояния объекта и правил его хранения, если все рекомендации уже содержатся в протоколе заседания расширенного реставрационного совета от 15 мая 2023 г., а при этом нет обеспечивающих сохранность технических средств?

На самом деле нужно было немедленно вернуть «Троицу» в ГТГ и вместо договора о передаче в РПЦ заняться подготовкой технического задания на устройства, обеспечивающие сохранность. Однако это противоречило бы желанию гр. Гундяева получить «Троицу» немедленно, пока для этого есть реальная возможность. А будет ли она потом, после написания ТЗ и изготовления сложных технических устройств – кто знает? Отсюда такая спешка, блицкриг.

Предполагаю, что в РПЦ «Троицу» доведут до состояния полного разрушения красочного слоя и левкаса, которые и нынче находятся в ужасном состоянии, после чего в церкви займутся поновлением, которое лукаво и упорно будут называть реставрацией. Уследить за этим процессом не сможет никто, а когда узнают, будет уже поздно. В итоге ценность «Троицы» резко упадет, Рублев девальвируется. Таков мой прогноз.

Что дальше? Пока на 19 июля 2023 г. намечено заседание расширенного реставрационного совета, которое проводит ФГБУК Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря. Повестка заседания рассылалась по профильным учреждениям культуры еще 16 июня 2023 г. в качестве приложения к письмам, которые подписал гендиректор ВХНРЦ Д.Л.Сергеев. Примечательно, что Сергеев сам указывает в сопроводительных письмах директорам учреждений, кого персонально надо присылать  к нему на заседание.

Исходя из списка приглашаемых, могу предположить, что если результатом заседания в ГТГ 15 мая 2023 г. было решительное и громкое «нет» гастролям «Троицы» и ее передаче в лоно РПЦ, то результатом заседания 19 июля станет решительное и громкое «да». Иначе зачем вообще огород городить и проводить заседание реставрационного совета заново? Хотя при существующем правовом нигилизме и откровенно наплевательском отношении к картине Рублева не очень понятно, зачем нужны еще дополнительные отмазки в виде второго реставрационного совета.

И в заключение немного о пребывании министра культуры О.Любимовой в Петербурге 12 июля 2023 г. Как я понимаю, сначала она посетила Александро-Невскую лавру и отдала церкви «Троицу» Рублева. А потом отправилась в Российскую национальную библиотеку на заседание Попечительского совета, членом коего является (см. тут). Ради этого заседания главное здание РНБ было открыто для читателей не с 13.00 до 21.00, а только три часа, с 18.00 до 21.00. Поскольку помимо заседания сразу был запланирован фуршет, а, возможно, и что-то более солидное.

Понятно, что в присутствии читателей, скажем, в зале Корфа или в зале отдела эстампов проводить подобное мероприятие невозможно. Мухи отдельно, котлеты отдельно. Поэтому мух, т.е. читателей, встречала задраенная наглухо дверь.

Михаил Золотоносов