Операция «Изъятие “Троицы”»

Почти детективный сюжет изъятия картины Андрея Рублева «Троица» из Государственной Третьяковской галереи и перемещение ее – по варварскому плану патриарха Московского (он же гражданин Гундяев) – сначала в Храм Христа Спасителя (где она оказалась 3 июня 2023 г.), а затем в скором времени и в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры на 49 лет (!) полностью разъяснился после того, как сначала на официальном сайте Московского патриархата появилось письмо патриарха Кирилла (он же гражданин Гундяев) президенту РФ от 17 мая 2023 г. (см. тут), а затем было написано еще одно письмо Гундяева президенту от 5 июня 2023 г. с резолюцией Путина «Согласен» от 6 июня 2023 г.

Собственно говоря, об этих двух письмах и пойдет речь в этой статье.

В первом из упомянутых писем Гундяев благодарит Его Превосходительство Владимира Владимировича Путина «за принятые решения о возвращении Русской Православной Церкви чудотворной иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, и исторической раки благоверного князя Александра Невского, в которой долгое время находились его честные мощи», причем по поводу «Троицы» Рублева уточняет: «В течение года этот образ будет находиться в Храме Христа Спасителя, чтобы как можно больше людей смогли поклониться этой святыне, а затем она займет свое историческое место в иконостасе Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры».

Второе письмо конкретизирует содержание первого.

5 июня 2023 г. оно поступило в Администрацию президента, 6 июня его коснулась рука президента, а 14 июня 2023 г. оно уже отметилось в Министерстве культуры. После чего 15 июня 2023 г. первый заместитель министра культуры С.Обрывалин направил в Государственную Третьяковскую галерею (ГТГ) письменное распоряжение/поручение, снабженное меткой «для служебного пользования».

Распоряжение заключалось в том, что 18 июня 2023 г. «Троицу» – вопреки договору от 3 июня 2023 г. – обратно в Третьяковскую галерею не забирать, а доставить во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря (ВХНРЦ) для реставрации в течение одного года, после чего отправить на 49 лет (практически навечно) в Троице-Сергиеву лавру.

Письмо Обрывалина вызвало в Третьяковской галерее растерянность и замешательство, вскоре трансформировавшееся в помешательство. О том, что происходило в ГТГ 16 июня 2023 г. во время обсуждения письма Обрывалина, которое никто кроме главного хранителя не видел, я подробно описал в статье «“Троица” Андрея Рублева. Бунт на коленях в Третьяковской галерее», опубликованной на сайте журнала «Город 812» 16 июня 2023 г. (см. тут).

В письме президенту от 5 июня 2023 г. Гундяев благодарит за «принесении иконы “Святая Троица” в Кафедральный соборный храм Христа Спасителя на праздник Святой Пятидесятницы с пребыванием иконы в данном храме в течение двух недель для молитвенного поклонения верующих», после чего сообщил, что считает правильным ее постоянное нахождение в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Причем в отличие от письма от 17 мая 2023 г. Гундяев входит в юридические нюансы: сначала ссылается на ст. 14 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», которая устанавливает государственную собственность на музейные предметы и коллекции, составляющие государственную часть Музейного фонда Российской Федерации, потом напоминает о ст. 16 этого закона, которая позволяет передавать их в безвозмездное пользование религиозных организаций при сохранении за музеями права оперативного управления, и о постановлении правительства РФ от 30.06.2001 N 490, а в конце упоминает типовую форму договора безвозмездного пользования музейными предметами и коллекциями религиозного назначения, которая была утверждена приказом Минкультуры России от 10.06.2022 № 964, в соответствии с которой, с одной стороны, предусмотрен контроль музея за состоянием размещенных в храме музейных ценностей, а с другой стороны, религиозная организация обязана соблюдать все необходимые требования, обеспечивающие сохранность ценностей, включая необходимые температурный и влажностный режимы, наличие систем охранной и пожарной сигнализации.

В конце письма Гундяев обещает передать «Троицу» на реставрацию, согласовав это с Минкультуры.

Таким образом, гражданин Гундяев, руководитель общественного объединения, попросил президента РФ поручить передать «Троицу» в РПЦ, и именно это поручение 15 июня 2023 г. передал в ГТГ своим письмом С.Обрывалин. Как практически поручение было передано Обрывалину я не знаю, это звено пока остается неизвестным, возможно, это сделал аппарат Администрации президента.

И тут начинается самое интересное – анализ ситуации, которая сложилась вокруг несчастной «Троицы».

.

Во-первых, Гундяев написал о том, что договор безвозмездного пользования музейными предметами и коллекциями религиозного назначения «обязывает религиозную организацию соблюдать все необходимые требования, обеспечивающие их сохранность, включая необходимые температурный и влажностный режимы, наличие систем охранной и пожарной сигнализации».

Действительно, согласно пункту 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации»,

Имущество религиозного назначения, отнесенное к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда РФ, либо документам Архивного фонда РФ, передается религиозным организациям в безвозмездное пользование при условии обеспечения религиозными организациями в отношении указанного имущества надлежащего режима сохранности и безопасности, установленного для такого имущества.

Таким образом в письме президенту от 5 июня 2023 г. Гундяев фактически подписался под тем, что знает о требовании пункта 3 Положения и обязуется его выполнять. Фактически это гарантийное письмо, обязательство, данное высшему должностному лицу государства. И президент РФ Путин В.В. согласился с передачей «Троицы» из государственного музея в РПЦ при непременном выполнении этого требования.

Однако известно, что ни в ХХС, где «Троица» сейчас выставлена в простой витрине, ни тем более в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сохранность картины Рублева не обеспечена ничем: нет специальной аппаратуры в виде климатической капсулы, обеспечивающей стабильный и заданный температурно-влажностный режим (ТВР), нет передачи параметров ТВР через интернет, возможно, нет и системы охранной и пожарной сигнализации. Наконец, поскольку с картины осыпается шелушащаяся краска и отваливается левкас, необходимо, но не создано устройство, устраняющее вибрацию картины при перемещении, которое гибельно для картины само по себе. О том, что для перемещения «Троицы» необходимо избежать вибрации подробно говорилось на заседании расширенного реставрационного совета ГТГ 15 мая 2023 г.

Судя по всему, Гундяев или те, кто письмо составляли, об этом не подозревают или просто не хотят об этом знать. А это непременное условие сохранения картины Рублева, которое на бумаге Гундяев гарантировал.

Причем не только не созданы соответствующие технические средства, обеспечивающие сохранность «Троицы», но даже не подготовлены технические задания на них, не выбраны организации, которые будут ТЗ составлять, а также те, кто потом займется реализацией ТЗ. То есть работа не начата даже в теоретическом плане!

А между тем в немыслимой спешке, в жанре блицкрига, картину Рублева уже изъяли из ГТГ, 19 июля 2023 г. собираются отправить на год в ВХНРЦ на ненужную ей реставрацию, а затем на 49 лет, то есть практически навечно, отослать в подмосковный монастырь, в Троице-Сергиеву лавру. И все это делается в соответствии с желаниями Гундяева, которые он изложил в двух посланиях президенту РФ, и по командам Обрывалина, которые он спускает в ГТГ для исполнения.

Таким образом, можно констатировать, что Гундяев и Обрывалин начали реализацию передачи «Троицы» РПЦ, но перед этим не выполнили необходимые условия, которые сам же Гундяев своим гарантийным письмом обещал президенту выполнить.

Фактически Гундяев обманул самого президента: уже получил на основании резолюции «Согласен» с помощью Обрывалина доступ к «Троице» и изъял ее из музея, активно манипулируя именем В.В.Путина, но при этом не выполняет обещанное в письме от 5 июня 2023 г., под которым стоит его, патриарха Кирилла, подпись.

То есть добыча уже у него в руках, однако он элементарно не выполняет обязательств по договору. Про обязательства все как бы забыли. Точнее, сделали вид, что забыли.

Однако при таких условиях резолюция президента утрачивает силу, поскольку согласился президент совсем с другим – с тем, что написал и подписал Гундяев. А он не выполняет обещанное и злоупотребляет доверием президента.

При таких условиях передавать РПЦ картину Рублева «Троица» ГТГ не только не обязана, но и не имеет права, поскольку объект остается в инвентаре музея, а музей отвечает за сохранность объекта.

Кстати, в письме Гундяев отметил «особую историко-культурную ценность данной святыни». Понимая это, он должен был бы не стараться заполучить добычу, тем более обманом, а отказаться от своей варварской затеи с учетом резкого ухудшения состояния «Троицы» после ее гастролей в ХХС в 2022 г. Но судя по всему, Гундяеву на сохранность объекта наплевать.

.

Во-вторых, как все помнят, 15 мая 2023 г. на официальном сайте московского патриархата  от имени пресс-службы патриарха Московского и всея Руси под провокационным заголовком появилось следующее сообщение:

То есть еще за 20 дней до появления резолюции президента от 6 июня 2023 г. представители РПЦ уже уверенно заявили о том, что «Троица» из ХХС поедет в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

А на каком, собственно говоря, основании они это заявили? Получается, что отделенная от государства – по Конституции – религиозная организация управляет государственными учреждениями (Третьяковской галереей), Министерством культуры и попутно президентом?

.

В-третьих, особое внимание следует обратить на спешку. Она закономерна: когда обманывают, всегда торопятся, пока обманываемые не успели сообразить что к чему и опомниться. К тому же Гундяев не случайно упомянул «переживаемый нами судьбоносный период государственного бытия России». Точнее было бы сказать про смутное время, насыщенное неопределенностью и страхами. Именно в такое время надо ловить момент и торопиться реализовать все свои давние хотелки. Ведь и «судьбоносные периоды» не вечны.

.

В-четвертых, явно злоупотребляет своими должностными полномочиями и проявляет халатность и некомпетентность первый заместитель министра культуры Обрывалин (об этом я написал в статье «“Троица” в “Бермудском треугольнике” РПЦ – МК – ГТГ», размещенной на сайте журнала «Город 812» 19 июня 2023 г., см. тут).

Исполняя желания Гундяева, Обрывалин подгоняет сотрудников ГТГ. Между тем если Гундяев в принципе не обязан знать про содержание протокола № 87 заседания расширенного реставрационного совета, которое состоялось в ГТГ 15 мая 2023 г. (см. тут) и про те требования, которые обязательно надо выполнить, чтобы сохранить «Троицу», то Обрывалин обязан. И он должен был объяснить Гундяеву, что изымать «Троицу» из депозитария ГТГ нельзя, пока не будут выполнены все условия хранения, причем выполнены «в материале», а не только на бумаге или в мыслях. Также Обрывалин был обязан объяснить Гундяеву, что придуманная в письме президенту реставрация «Троице» не требуется вообще. И никуда тащить ее из депозитария ГТГ не требуется.

То есть Обрывалин не имел права посылать 15 июня 2023 г. письменное распоряжение в ГТГ об отправке «Троицы» в ВХНРЦ на ненужную ей реставрацию, а затем на 49 лет в Троице-Сергиеву лавру.

Как я уже писал, судя по поведению Обрывалина, по отсутствию каких-либо реакций на аргументированные возражения расширенного реставрационного совета ГТГ от 15 мая 2023 г., невменяемость – это рабочее состояние первого замминистра культуры. С его помощью он игнорирует все возражения, которые исходят из музея, блокирует обратную связь, слепо выполняя волю своего церковного патрона. При том, что сам не имеет специального образования (художественного, реставраторского, искусствоведческого) и потому заведомо не имеет возможности самостоятельно судить о состоянии «Троицы» и о том, что с ней можно и нужно делать, а что нельзя и не нужно. Вместе с должностью ум не дается, и Обрывалин – характерный пример этого закона.

.

В-пятых, в искусственно созданной ситуации, когда голос сотрудников музея в Министерстве культуры умышленно не желают слышать, коллектив ГТГ не сделал ничего, чтобы его голос все же услышали.

Сначала гендиректор ГТГ Е.Проничева убедила сотрудников, что надо молчать, что они сделают только хуже своими выступлениями в прессе, а она сама все уладит с министерством. А после того, как у нее ничего не получилось, приказом от 21 июня 2023 г. Проничева запретила сотрудникам музея общаться с прессой (об этом я написал в статье «Три ангела в ожидании смерти», которая появилась на сайте журнала 29 июня 2023 г., см. тут). И послушные сотрудники сразу подчинились. Дело дошло до того, что реставраторы ГТГ подготовили аргументированное письмо, объяснявшее недопустимость манипуляций с «Троицей» и гибельность для нее того, что придумал Гундяев, но это письмо по вине Е.Проничевой не только не передали в прессу, что следовало сделать незамедлительно, но даже не поместили на сайте музея! О каких открытых обращениях в Генеральную прокуратуру и в Следственный комитет РФ могла в таких условиях идти речь… А ведь на кон поставлено само существование уникального объекта культурного наследия, которому 600 лет и который тяжело болен всеми старческими болезнями.

На основании этих фактов я делаю вывод о том, что гендиректор ГТГ Е.Проничева сделала всё от нее зависящее, чтобы операция по изъятию «Троицы» проходила успешно и максимально тихо.

.

В-шестых, не случайно письмо Гундяева президенту пока не опубликовано, хотя и принято Министерством культуры и лично С.Обрывалиным к немедленному исполнению. Причина понятна. Ведь если такое письмо опубликовать и публично объяснить, что президент согласился с предложением Гундяева лишь на определенных условиях, самим же Гундяевым и обозначенных, однако Гундяев эти условия не выполнил, а «Троицу» беспрепятственно забирает из музея на 49 лет (!), то это обман, прикрываемый именем президента. После чего вся операция по изъятию картины с треском провалится. Поэтому письмо Гундяева надо держать как бы в тайне, чтобы обман не стал очевиден всем, а был известен только тем, кому это положено знать «по служебному положению» и кто никогда не осмелится про этот обман заявить четко и громко.

Фактически ото всех скрывают текст договора Гундяева с государством в лице президента РФ, чтобы никто не мог Гундяеву предъявить этот договор, скрепленный подписью президента. А как бы нет договора – нет и обязательств. Трививальная мошенническая операция.

Это технология, бюрократическая разводка, призванная обмануть наивных и запуганных музейных работников, которым таким нехитрым способом фиктивно запретили вспоминать и публично говорить про невыполнение Гундяевым условий передачи церкви «Троицы» Рублева в соответствии с его гарантийным письмом от 5 июня 2023 г.

.

В-седьмых, Гундяев сам отметил, что в любом случае за ГТГ останется право оперативного управления картиной «Троица».

Часть 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ «Право оперативного управления» гласит:

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

На мой взгляд, изъятие картины Андрея Рублева «Троица» из экспозиции древнерусского искусства Государственной Третьковской галереи и перемещение ее за 100 км от центра Москвы нанесет значительный ущерб целостности экспозиции, то есть не позволит государственному музею осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом ГТГ.

Назначение «Троицы» в составе музейной экспозиции – это демонстрация такого этапа в эволюции живописного искусства, когда в начале XV века из массы моленных образов рождается произведение на тему 18-й главы книги Бытия, которое уже имеет не столько утилитарную функцию моленного объекта, сколько чисто эстетическую, трактованную в сюжете сидящих и не приступающих к трапезе ангелов, символизирующей гармонию и покой, которые выражены и в круговой композиции, и в тонко продуманном, лаконичном цветовом решении. Собственно говоря, именно наличие цветового решения с акцентом в центре и позволяет считать это произведение ранним образцом светской живописи.

Для художника библейский сюжет не был важен, здесь вообще нет сюжета, картина абсолютно нелитературна, демонстративно лишена драматизма 18-й главы, лишена и иллюстративных сценок хождения трех ангелов (Авраам встречает ангелом, омывает им ноги, Сарра месит тесто, слуга закалывает тельца, Авраам провожает ангелов и т.д.), свойственных житийным иконам. Поэтому место рублевской «Троицы» только в музее, а не в церкви.

.

Наконец, в-восьмых, согласно пункту 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации»,

Основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения, <…> является письменное обращение религиозной организации, направляемое соответственно в Министерство культуры Российской Федерации либо в Федеральное архивное агентство.

В обращении религиозной организации излагается просьба о передаче в пользование, в том числе предоставлении в совместное с иными организациями использование имущества, указывается его наименование и пообъектный состав имущества, оценка его религиозной ценности, наименование и адрес организации, за которой закреплено это имущество, а также данные о месте (помещении), в котором оно будет содержаться.

К обращению прилагаются:

а) нотариально заверенные копии устава и документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в Единый государственный реестр юридических лиц;

б) справка органа внутренних дел по месту расположения религиозной организации о наличии или об отсутствии охраны объекта, об оснащении помещений охранной сигнализацией;

б.1) справка из Государственной противопожарной службы по месту расположения религиозной организации об оснащении помещений пожарной сигнализацией;

в) письмо организации, за которой закреплено указанное имущество, о характере его использования и о согласии (несогласии) с передачей имущества религиозной организации либо с его совместным использованием.

Хорошо бы проверить наличие всех указанных документов, включая письмо Третьяковской галереи о согласии или несогласии с передачей «Троицы» религиозной организации РПЦ.

Попутно отмечу, что в форме договора о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям, которая была утверждена приказ Минкультуры России от 10.06.2022 N 964, есть пункт 2.3.5, который должен внушать всем и особенно реставраторам ГТГ особую тревогу:

Поддерживать музейные предметы в надлежащем состоянии, включая осуществление в отношении музейных предметов реставрационных работ лицами, прошедшими аттестацию на право их проведения.

Таковы те соображения, которые возникли после анализа двух писем патриарха Московского президенту РФ от 17 мая и 5 июня 2023 г. Тысячу раз прав был наш великий бард: «И в церкви все не так, все не так, как надо».

Михаил Золотоносов