Дипломы о высшем образовании хотят заменить цифровыми портретами

В высшем образовании зреет революция:  сторонники цифровизации уверены, что учебники, дипломы и большая часть преподавателей в ближайшем будущем станут не нужны. Каким будет высшее образование в цифровую эпоху? – обсуждали на международной конференции «Образование и мировые города», состоявшейся в Петербурге.

Бизнес против учебников

Конференция проходила в петербургском НИУ ВШЭ: участвовали ученые из университетов России, Оксфорда, Наварры, Хельсинки, Манчестера и других, а также представители IT-отрасли. Проблема – каким быть традиционному  высшему образованию, когда весь мир ушел в онлайн – остро стоит во всех странах.  Нервный тон дискуссии задает IT-бизнес – быстрее прочих шагающий вперед и требующий от вузов качественных  выпускников.

По мнению представителей IT-отрасли, большинство вузов не умеют готовить специалистов, способных работать в современных цифровых реалиях. По словам Андрея Себранта, директора по стратегическому маркетингу «Яндекса», и  учебники, и образовательные стандарты во многих областях сильно отстали.

– Учебники по цифровому маркетингу отражают то, что было на рынке лет семь-восемь назад. И еще через пять лет мы выпустим студентов, которые по ним учились! Ну и кому  будут нужны специалисты в тех областях, которых больше не существует? Это чудовищно. Мы продолжаем заваливать студентов тоннами мороженой рыбы (информацией), вместо того чтобы дать им удочку. Нам нужны люди, которые  способны понять, какие именно знания требуются, чтобы решить задачу. Умение учиться новому в тех сферах, где еще нет учителей, – важнейший скил (навык. – Ред.), который  должен давать университет, – считает Андрей Себрант.

Другая проблема, по его словам, связана с преподавателями. Чтобы не быть бесполезными, они должны осваивать новые знания и технологии быстрее студентов. К сожалению,  это происходит редко. В итоге вузы «делают» ненужных специалистов.

– Традиционные университеты готовят людей, которые оказываются в очень странной нише на рынке труда. Они слишком квалифицированны, чтобы соответствовать массовому сегменту,  но недостаточно квалифицированны, чтобы занять топовые позиции. Один из главных вопросов, который «Яндекс» задает при найме на работу: «Насколько ты самоходен?» То есть умеешь ли самообразовываться, самостоятельно докапываться до чего-то нового и принимать решения; способен ли стать профессионалом в тех сферах, которые появятся завтра и послезавтра? Недавно несколько американских технологических компаний официально заявили, что не будут больше требовать дипломы при найме на работу. Дипломы стали irrelevant: то есть больше не коррелируют с той пользой, которую человек способен принести компании, – объясняет Себрант.

Он рассказал, откуда «Яндекс» берет специалистов: находит среди учеников 7–8 классов. В компании есть Управление по работе с талантами,  которое курирует обучение детей (бесплатное) разным IT-навыкам. К окончанию  обычной школы эти дети зарабатывают больше, чем их сверстники смогут заработать через пять лет после окончания вузов, уверяет Себрант. Он считает, что системе высшего образования нужна полная перестройка.

 

Цифры против личности

В академическом сообществе к идеям  повальной цифровизации относятся настороженно. Ученые опасаются, что под видом цифровизации произойдет коммерциализация и деградация вузов. По словам ректора Европейского университета в Петербурге Вадима Волкова, университет – это учреждение, движимое собственной высокой миссией, а не коммерческими интересами. Миссия ведущих университетов – готовить «особый тип человека, который будет играть лидирующую роль в развитии общества», полагает он.

– Слова о цифровой трансформации образования очень удобно смыкаются с коммерческой трансформацией. Происходит странный сдвиг в дискурсе: университет оказывается в роли провайдера, который поставляет некий контент потребителям – студентам. Но университетская культура распространяется через людей, а не через цифровые платформы, и основой ее являются профессора, тьюторы вуза, – уверен профессор Волков.

По его словам, цифровые платформы могут быть удобным инструментом – например, для сокращения бумажного документооборота в вузе, электронных зачеток, курсовых работ онлайн и так далее. Но нельзя позволить цифровизации захватить образование полностью.

– Появились пилотные системы, которые автоматически фиксируют всё, что происходит в ходе образовательного процесса. Получил студент оценку, прослушал курс, сдал экзамен – всё поступает в некое хранилище – объединенный реестр. Там данные о каждом студенте трансформируются в цифровой портрет, представляющий совокупность навыков. Есть специальные программы, которые переводят изученные курсы в некие «баллы навыков». Каждый выпускник станет носителем такого цифрового портрета навыков. В реестре выпускников  работодатели будут искать сотрудников с нужной им структурой навыков. Цифровой портрет подделать нельзя, соврать нельзя. Получится как бы цифровой коммунизм. Работодатели будут заранее формировать заказы вузам: «Через 3 года мне понадобится 10 специалистов с такой структурой навыков и еще пять человек с  этакой…» Университет будет выполнять заказ – клиент (работодатель) будет  платить. Дистанция между рынком труда и образовательными учреждениями  сократится… Человеческая личность распадается на некую совокупность скилов – мягких и жестких навыков. Личность дезинтергрируется.  Возможно, именно такой будет  смерть гуманизма, – предрекает Волков.

Однако пока ни государство, ни университетское сообщество к подобным экспериментам в масштабах страны не готовы. Мешают закон о персональных данных, стандарты Минобразования и Рособрнадзора. Но самое главное – нет единой цифровой платформы, нет регулятора, и государство не проявляет инициативы в создании  единого реестра специалистов. В каждом вузе по-своему пытаются переводить знания студентов в  цифровые портреты.

– Поэтому глобальная цифровая трансформация образования нам пока не грозит. И хорошо, – резюмировал Вадим Волков.

 

Репутация против рейтингов

Как ликвидировать пропасть между бизнесом и высшим образованием, не убивая образование? По мнению Сергея Кадочникова, директора НИУ ВШЭ в Петербурге, никакой пропасти, на самом деле, нет.

– У вузов нет задачи готовить специалистов для выполнения задач конкретных компаний. Когда говорят, что в эпоху высоких технологий кто-то не может за чем-то угнаться, я напоминаю, что прогресс идет вперед не только во время учебы в вузе, а непрерывно. Даже в «Яндексе», одной из самых динамичных компаний в мире, не могут предсказать, что будет с технологиями через  пять лет. Поэтому наша задача – готовить человека к тому, что учиться  ему придется в течение всей жизни, чтобы он мог видеть тенденции и адаптироваться к ним.

– Преподаватели  не всегда в курсе актуальных знаний  в своей области и учат студентов тому, что давно устарело. Что делать?

– Чтобы студенты получили актуальные навыки, нужно окунать их в реальную жизнь – например, отправлять на длительные – до полугода – стажировки в успешно работающие на рынке компании.

– Бумажные учебники устарели и не нужны. Согласны?

– Нет, потому что некоторым людям – в том числе молодежи – удобнее читать  на бумаге. Например, наша библиотека всегда заполнена студентами. Я тоже люблю полистать книгу, – говорит профессор Кадочников.

Он  считает неправильным, когда репутация вуза измеряется в цифрах  –  баллах  международных рейтингов.

–  Рейтинг – это линейная шкала, не показывающая истинное лицо университета. При таком подходе мы рискуем превратить репутацию, бренд, историю вуза в одну единственную цифру, что в корне неверно. Чтобы университет  был конкурентоспособным на мировом рынке, ему нужно  развивать собственную идентичность, – говорит Кадочников.

Вряд ли вузы быстро перестроятся на цифровой лад. Неповоротливость государственных ведомств и нехватка денег пока защищают академическое образование от резких перемен.

Елена Роткевич