С 27 сентября в России изменятся правила использования беспилотных воздушных судов (БВС). С этой даты все дроны тяжелее 250 граммов подлежат обязательной регистрации в Росавиации. Штрафы за нарушения увеличены в десять раз. Минимальный размер штрафа составляет 20 тысяч рублей. Полиции и Росгвардии разрешат сбивать беспилотники.
Как запустить дрон и не пострадать? – «Город 812» спросил у генерального директора ассоциации «Аэронет» Глеба Бабинцева.
Регистрация: бесплатно и просто
– Какие беспилотники нужно регистрировать? На детские радиоуправляемые игрушки закон тоже распространяется?
– Закон распространяется на все беспилотные воздушные суда массой от 250 граммов до 30 кг. Согласно Воздушному кодексу, БВС – воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна. В течение 10 дней после покупки или ввоза из-за границы нужно поставить его на учет. Это бесплатная и очень простая процедура.
– Это можно сделать удаленно? Или нужно куда-то приходить, приносить оригиналы документов?
– Приходить никуда не нужно. Росавиация пока еще разрабатывает регламент предоставления услуги. Но будет несколько способов – через портал «Госуслуги», а также с помощью портала учета беспилотных воздушных судов. Система учета беспилотников была разработана нашей ассоциацией еще в 2016 году. В этом году на МАКСе мы подписали соглашение с госкорпорацией по ОРВД (ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». – Ред.) о совместной деятельности по учету беспилотников. Сейчас мы синхронизируем наш портал с государственной базой данных.
– Разрешение на полет в каких случаях нужно получать? Даже если запускать дрон на своем участке на даче?
– Формально, чтобы подняться в воздух даже на три секунды, требуется подать заявление в Зональный центр ЕС ОрВД (Единая система организации воздушного движения. – Ред.). Там получить разрешение на полет с указанием времени, места, типа воздушного судна и так далее.
– Звучит абсурдно.
– Да. Сейчас действует такой порядок – строго разрешительный.Но уже подготовлены и согласованы изменения в федеральные Правила использования воздушного пространства. Эти изменения позволят летать без получения разрешения на беспилотниках и авиамоделях массой до 30 кг. Есть ограничения. Летать можно будет только в светлое время суток, на высоте до 150 метров, в пределах визуальной видимости. То есть пилот должен видеть свой дрон глазами – без бинокля, без виртуальных очков и так далее. Надеемся, что к середине октября изменения будут утверждены и сразу же вступят в действие. Это должно было случиться еще в июне, но срок сместился по причине долгого согласования.
В частности, принятие нормативного акта затянулось из-за запрета полетов в сумерки, в темноте. Мы отстаивали, чтобы можно было летать не только днем. Есть огромное количество задач, которые нужно выполнять в темное время: поисковые работы, мониторинг объектов и так далее. Есть регионы, где вообще по полгода длится полярная ночь! Но Росавиация и силовики не дают разрешения. Тем не менее мы договорились, что будем дальше прорабатывать этот вопрос.
Силовики: хотят сбивать
– В Росавиации хотят, чтобы все владельцы беспилотников сдавали экзамены на право управления БВС. Когда такое будет?
– Сейчас, если летаешь для себя, ты не обязан иметь никакой лицензии, прав или другого документа на управление. Но знание хотя бы нормативного минимума, я считаю, необходимо. Для управления коммерческими беспилотниками (в коммерческих целях) требуется серьезное обучение: теоретическая подготовка, тренажеры, практика. Полагаю, что некое тестирование для всех пилотов БВС введут, ориентировочно, летом следующего года. К этому идет весь мир.
– В Госдуме рассматривается законопроект по предотвращению использования БВС в противоправных целях. Он предлагает разрешить полиции, Росгвардии сбивать беспилотники, если те кажутся подозрительными. Документ планируется принять на осенней сессии. К чему это приведет, на ваш взгляд?
– Ну, формально разрешают не сбивать, а «пресекать использование». Дело в том, что сегодня полномочия по контролю воздушного пространства находятся у военных – Минобороны. Безопасность неба требуется обеспечивать очень часто: во время проведения массовых мероприятий – концертов, шествий, при посещении объектов охраняемыми лицами и т.д. На каждое такое мероприятие военного с базукой не поставишь. Поэтому полномочия получат полиция, Росгвардия и другие силовые структуры.
Но есть проблема. Допустим, увидел фэсэошник на горизонте три одинаковых беспилотника, а отличить, кто свой, кто чужой, не может. Нет технических средств идентификации. И тем более он не может передать на борт беспилотника или внешнему пилоту информацию о том, что воздушное пространство закрыто. Но нельзя же сразу сбивать дрон, если он случайно не туда залетел. Допустим, рядом с зоной кратковременного ограничения полетов какой-нибудь аграрий с дроном добросовестно проводил сельхозработы. Порывом ветра или из-за навигационной ошибки его беспилотник слегка залетел в запретную зону. Что ж, его сразу уничтожать? Карательные полномочия силовики получат, прежде чем появится техническая возможность по предупреждению нарушений.
– Когда силовики реально получат эти полномочия? Законопроект ведь пока обсуждается.
– Силовые структуры хотят получить такое право, и они его получат. На мой взгляд, идет нагнетание страха в массах: мол, не летайте где попало, и тогда вас не собьют.
Штрафы приходят в полночь
– За что могут оштрафовать?
– За всё. За любое нарушение правил использования воздушного пространства. Полетел в темное время суток – нарушитель. Летаешь ближе разрешенного расстояния около каких-то объектов – аэропорта, например, – нарушитель. Осуществил незаявленную посадку – снова нарушитель. Штраф составляет от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, в зависимости от тяжести нарушения. Для должностных лиц – 100–150 тысяч. За использование БВС без регистрации, по-моему, пока не подняли штраф: от двух до пяти тысяч рублей.
– Частая ситуация: где-то ждут прибытия охраняемого лица, и небо закрыли. Как владельцу дрона узнать об этом – чтобы не оштрафовали, не сбили?
– Мы этот вопрос уже неоднократно поднимали. Сейчас это никак не обеспечивается. Госкорпорация по ОРВД проводит модернизацию системы подачи полетных планов через Интернет. Эта же система, я полагаю, будет показывать и ограничения на полеты, которые вводятся, включая кратковременные. Разрабатывается мобильное приложение, с помощью которого можно посмотреть, где какая зона и какие ограничения имеются. Этот вопрос пока не проработан, но и не забыт. А пока советую внимательнее смотреть по сторонам: нет ли скопления людей, полицейских. Можно даже подойти к человеку в форме и спросить, можно ли тут летать.
Елена Роткевич
Комментарий
«Не хочу нагонять страх и ужас, но это средство поражения»
Алексей Семенов, заместитель министра транспорта РФ:
– Есть основания рассматривать беспилотник как авиационное средство поражения. Не хочу нагонять страх и ужас, но вопрос безопасности – самый главный. Выпускать беспилотники надо очень и очень осторожно.
Сколько в России дронов?
Мнения расходятся. По оценке ассоциации «Аэронет», в России имеется от 30 до 50 тысяч любительских беспилотников, не считая авиамодели и коммерческие БВС.
По информации депутатов Госдумы (Пискарев, Хинштейн и др.), являющихся авторами законопроекта о предотвращении использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях, в 2018 году россияне приобрели 160 тысяч беспилотников. Это на 70% больше, чем в 2017-м. По словам парламентариев, «к 2035 году в воздушном пространстве Российской Федерации постоянно будут находиться порядка 100 тыс. беспилотников».
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «международный опыт свидетельствует об активном использовании БВС в качестве угроз совершения террористических актов, нарушения функционирования критически важных и потенциально опасных объектов, средств доставки взрывных устройств и легковесного оружия, распыления отравляющих веществ в местах массового пребывания людей, распространения наркотиков, контрабанды, передачи запрещенных предметов лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, и в иных противоправных целях».
Как зарегистрировать беспилотник
Полностью правила постановки на учет можно посмотреть здесь.
Кратко. Понадобятся:
- фотография беспилотника,
- его полные технические характеристики и название производителя,
- ФИО владельца, паспорт, адрес места жительства владельца,
- СНИЛС,
- номер телефона и электронный адрес владельца.