Сколько на самом деле картин в Русском музее пострадало от протечек? – спрашивали мы после того, как руководство ГРМ признало пострадавшими две работы — «Портрет Александра II» Рейхерта и икону «Чудеса Богородицы Тихвинской» XVII века. И ничего не говорило о ситуации в фонде живописи второй половины XIX века — начала XXI века. И вот кое-что удалось выяснить.
Согласно сообщениям инсайдеров, в фонде живописи второй половины XIX – начала XXI в. (зав. отделом В.А. Леняшин) сильно пострадали две большеформатных картины, которые намотаны на валы.
Живописные произведения вздулись от впитанной влаги, поступившей с дырявой кровли Михайловского дворца, а влага наверняка включает в свой состав сернистую кислоту, которая образуется при соединении воды с сернистым газом SO2, который находится в атмосфере. Сернистая кислота по кислотным свойствам имеет среднюю силу. Очевидно, что сероводородная ванна не будет способствовать здоровью живописи, особенно если это не масло, а темпера.
Положение усугубляет то обстоятельство, что для начала реставрационных работ картины надо раскатать с валов, но вот сделать это негде, таких больших помещений в реставрационных отделах нет, а руководство ГРМ старается сохранить в тайне эту катастрофу, поэтому не дает разместить раскатанные картины, например, в экспозиционных залах. Ведь тогда тайное станет явным, и признаки уголовного преступления по ст. 293 УК РФ “Халатность” станут очевидными.
Поэтому руководство ГРМ пока, как я полагаю, решило не делать ничего, черт с ними, с картинами, главное, чтобы все оставалось шито-крыто.
Михаил Золотоносов