Еще есть время одуматься. Вокзал ВСМ нужно построить в другом месте

В последние дни много обсуждают откровенно уродский проект нового торгового центра на Лиговском, 52. Здание элегантно именуют новым вестибюлем станции метро «Лиговский проспект-2», но мы с вами понимаем, какую его наземную часть займет метро, а что разместится на остальных площадях. Однако проблема здесь куда глубже.

Параллельно со строительством нового ТК будет реализовываться другой крайне губительный для Петербурга проект – уничтожение на Лиговском, 50 уникального комплекса краснокирпичных зданий Кокоревских складов, по праву имевшего статус объекта культурного наследия, а затем незаконно выведенного из-под охраны.

Правительство города отказывается слушать петербуржцев и бизнес. В Петербурге нарастает конфликт из-за строительства нового терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. Ради новых поездов, которые в 2029 году должны будут прийти на замену «Сапсанам», хотят уничтожить огромный культурный кластер в центре города и построить ненужную станцию метро, расположенную в 500 метрах от действующей станции метрополитена «Площадь Восстания».

Речь идет о станции метро «Лиговский проспект-2». Точнее о ее выходе. Поскольку сама станция к 2029 году готова не будет, выход из нее подключат к существующей станции «Лиговский проспект-1».

Выход из метро необходим для обслуживания нового железнодорожного терминала, который разместят на месте складов Кокоревых – исторического ансамбля краснокирпичных промышленных зданий, построенных в 1873-1888 гг. по заказу известного купца, мецената и старообрядца Василия Александровича Кокорева.

В настоящее время склады Кокоревых являются культурно-деловой зоной, в также популярным местом отдыха петербуржцев и туристов – это крупнейший в городе творческий кластер с уникальными условиями расположения и исторической атмосферой.

В отличие от печально известных улиц Рубинштейна и Некрасова, здесь – в нежилом обособленном квартале – расположены сотни предприятий малого и среднего бизнеса, включая известные далеко за пределами Петербурга бары и концертные площадки. Туристы со всей страны едут сюда, чтобы послушать музыку и прикоснуться к современной культуре Петербурга. Власти города решительно игнорируют нахождение здесь этих заведений, а также сотен других предприятий, в том числе медицинских центров, кафе, магазинов, театральных мастерских и арт-пространств. Владельцы зданий и бизнеса пытаются наладить общение с правительством города, но не получают ответов.

В начале июля 2025 более 500 арендаторов и собственников подписали коллективное обращение к Владимиру Путину с просьбой не изымать здания и разместить вокзал ВСМ в другом месте. Авторы письма разумно указывают, что в городе есть слабозагруженные Витебский и Ладожские вокзалы, уже фактически готовые к приему поездов. Есть и ж/д станции Боровая и Волковская, находящиеся в непосредственной близости к центру города, где можно построить новый современный вокзал.

В свою очередь транспортные эксперты отмечают, что строительство отдельного терминала для ВСМ на Лиговском проспекте нецелесообразно – по текущему проекту с Московского вокзала будут полностью убраны пригодные электрички и поезда «Сапсан», освободится много места на действующем Московском вокзале. Выселение и частичный снос складов Кокоревых вызывают недоумение!

Очевидно, что причина столь нерационального шага – изъятие ценного участка земли в центре города, а сам проект нужен ради освоения больших средств.

Выход из станции «Лиговский проспект-2» будет расположен на месте здания по адресу Лиговский пр., 52. Сейчас внутри находится крупнейший в городе офтальмологический кластер с клиникой «Счастливый взгляд». Владельцев здания и клиники город не предупредил об изъятии, они узнали о строительстве станции метро на их месте из СМИ. Врачи и владелец глазного центра подчеркивают, что оснащение и оборудование для клиники создавалось специально для их здания, перевезти его в другое место невозможно. На совместном собрании собственник и защитники Кокоревских складов резюмировали, что выход со станции метро разумнее разместить в другом месте – в районе Военной и Кременчугской улиц. Этот район слабо охвачен транспортом, рядом находится действующая Боткинская больница.

Недавно своим мнением о будущем терминале ВСМ на Лиговском поделился главный архитектор института «Горпроект» Филипп Никандров – он назвал его «неадекватно, неуклюже и некрасиво сшитым» из различных заплаток, фрагментов Кокоревских складов, платформ и мостов-переходов.

Архитектор также поднял тему перегруженности Лиговского проспекта и отметил, что проектировал терминал ООО «Первый проектный институт», не имеющий опыта в реализации подобных транспортных объектов. По мнению г-на Никандрова, проект вокзала стоит пересмотреть, провести открытый конкурс, где будет лучше проработана концепция и местоположение вокзального комплекса.

25 июля статс-секретарь — замминистра транспорта Дмитрий Зверев заявил, что строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург необходимо начать уже   сентября 2025. Причем и со стороны Москвы, и со стороны Петербурга.

Спешка в принятии решений грозит открытым противостоянием петербуржцев, бизнеса и властей, а центру города утратой исторических зданий, любимых горожанами заведений и транспортным коллапсом для Лиговского проспекта. Наступает переломный момент. Время для принятия взвешенного решения по переносу терминала ВСМ и отказа от уничтожение складов Кокоревых еще есть, и хочется верить, что правительство прислушается к здравому смыслу, голосам бизнеса и тысяч горожан, вложивших огромные силы в развитие творческого центра на территории складов Кокоревых.

Олег Мухин

На заставке: победивший проект здания станции метро «Лиговский проспект-2» (автор – Студия 17)