В Главном штабе Эрмитажа – продолжение серии персоналий художников Императорского фарфорового завода. Проект Веры Бакастовой называется «Взаимодействие». Трехэтажные залы-трансформеры, в данном случае – Красный, оказались удачным местом для показа «белого золота».
Что, впрочем, не должно удивлять. Фарфор в лучших своих проявлениях, это, прежде всего, скульптуры, материал которого -пространство, а уже потом начинаются технологии: формовка, поиск эскиза, раскрашивание, обжиг и так далее.
Выставка построена как взаимодействие центрального объекта, давшего название выставке, и всего остального. «Взаимодействие» отсылает к античным колоннам – основам европейской культуры, и Джозефу Альберсу (1888–1976) – представителю Баухауза, изучавшему взаимоотношения цветов. Вокруг центра три серии ваз – «Кобальт», «Золото» и «Цвет», а также чистые формы (белье) и панно из фарфоровых камней «Берег».
Перед вернисажем Татьяна Тылевич, генеральный директор Императорского фарфорового завода (ИФЗ), сообщила, несколько любопытных цифр. Изделия на заказ (часто завод не знает имя конечного адресата) составляют 30 процентов продукции. Остальные 70 процентов – производство фарфора, по большей части посуды, для продажи.
10 процентов производимого фарфора идет на экспорт, в основном, в Китай. Там пользуются спросом только изделия по советским образцам, начиная со знаменитой «кобальтовой сетки».
65 процентов себестоимости фарфора – заработная плата работников завода, где ручной труд составляет 80 процентов.
Среди модных тенденций в фарфоре сейчас Тылевич назвала рельефный фарфор и стиль «мix&match» (не смешивать с маркой фарфора), когда чашка, блюдце и тарелка из одного комплекта имеют совершенно разные рисунки, но вместе создают на столе выразительную композицию.
На 2025 год на ИФЗ намечено открытие центра, который пока не имеет названия, но будет работать по трем направлениям. Первое – детские мастер-классы по росписи фарфора. Второе – промышленный туризм, набирающий обороты, речь о том, чтобы предложить туристам создать изделия с нуля в условиях максимально приближенных к реальности. Понятно, что на обжиг уходит несколько суток, но представление о рождении фарфора они получат.
Наконец, «третий кит» – профориентация, заводу не хватает специалистов рабочих профессий. Управлять туннельными печами для обжига фарфора, не фунт изюма.
Борис Вадимов