На кинофестивалях в России часто показывают фильмы, которые не выходят в широкий прокат. Но вряд ли вокруг какого-либо из них в последнее время разгорался такой ажиотаж, как вокруг «Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино.
Фильм планировали показать в ряде городов в рамках фестиваля американского кино «AMFEST» в октябре 2017, но спрос на билеты оказался таким высоким, что организаторы из арт-объединения «CoolConnections» практически сразу объявили о дополнительных показах. Только в Москве с 20 по 30 октября прошло 12 сеансов. Фестиваль закончился, а спрос у зрителей остался. В результате «Зови меня своим именем» перекочевал в программу следующего фестиваля независимого кино «Why Not Movie», и после каждого «последнего» показа до сих пор продолжают появляться новые. На днях организаторы вновь объявили о дополнительных сеансах в Москве и Петербурге 28 января и 17 февраля.
Вероятно, одна из причин такой популярности картины Гуаданьино кроется в гомосексуальной природе отношений главных героев. Как известно, запретный плод сладок, а тема эта на сегодняшний день в России именно таковой и является. Тот факт, что при нынешней политической ситуации этот фильм удалось показать на большом экране, вообще кажется чудом. И зрители, чьи умы не захвачены насаждаемыми гомофобными настроениями, похоже, ухватились за этот шанс. Но вот парадокс: «Зови меня своим именем» вовсе не «гей-драма». Тема гомосексуальности в фильме не выставлена на первый план. Прежде всего, это история о первой любви, которая по сути выше половой принадлежности.
1983 год. Небольшой городок на севере Италии. Элио (Тимоти Шаламе) – 17, он проводит лето, нежась под южным солнцем, заигрывая с подругами, читая и занимаясь транскрибированием классической музыки. Каждый год к его отцу (Майкл Стулбарг) – профессору археологии, изучающему античность – приезжают ассистенты. В этот раз гостем, которому Элио придется уступить свою спальню, стал американский аспирант Оливер (Арми Хаммер). Он излучает самоуверенность и выглядит как ожившая скульптура античного бога.
Фильм рассказывает о шести неделях, в течение которых герои доходят до предельной степени близости – физической и духовной. При этом Гуаданьино оказывается весьма деликатен: несмотря на обилие откровенных сцен, фильму удается избежать пошлости и рассказать утонченно-чувственную историю любви.
Вот один из эпизодов, весьма поэтично показывающий нарастающие чувства героев. При помощи записок они условились о встрече в полночь, чтобы объяснится. А пока Оливер помогает профессору Перлману каталогизировать изображения статуй. Но, смотря на античные образцы застывшей чувственности, Оливер предвкушает вечернюю встречу с Элио. Пока профессор увлеченно рассказывает о красоте и вечной двойственности скульптур, которые «жаждут быть желанными», Оливер тяжело вздыхает, стремясь подавить в себе возникающее желание.
Главным открытием фильма стал 22-летний Тимоти Шаламе, для которого «Зови меня своим именем» – первая главная роль. Актер создает на экране персонажа, имеющего смелость рискнуть и отдаться своим чувствам.
Саундтрек, лично отобранный режиссером, задает дух картины. Реальные радиохиты лета 1983 года создают аутентичность времени, а композиции Рюити Сакамото и Джона Адамса взаимодействуют с фильмом на эмоциональном уровне. В этих стремительных, порой дерганых фортепианных аккордах и бьющая через край жизнерадостность летней Италии, и трепетная нетерпеливость молодых любовников, и тревожность, предвещающая скорую драматическую развязку.
«Зови меня своим именем» – это гимн чувственности. На экране царит чувство совершенной свободы и счастья, которым нужно наслаждаться сейчас, сию минуту, ведь еще немного и оно закончится, оставив после себя лишь воспоминания.
Алёна Шимберг