Фильмы про счастливых и несчастливых евреев

Тихо и незаметно прошел фильм Сванидзе «Гетто». Вы видели, чтобы о нем где-то говорили, обсуждали его? Я лично узнал о нем от украинца, живущего в Америке.

Оказалось, что на канале «Россия-1» иногда еще можно посмотреть что-то приличное. Это очень качественная, совершенно забытая сегодня ТВ-публицистика, абсолютно неполиткорректная по нынешним временам, с прекрасной хроникой (где они ее взяли?) и очень точным и очень личным закадровым текстом Сванидзе. В общем, по мне так фильм этот – событие.

Сванидзе рассказывает о жизни в еврейских гетто во времена Второй Мировой – о Варшавском, Лодзинском, Минском, Витебском. Воспоминает свою бабушку, погибшую в оккупированном Минске. Но самые интересные кадры – про Терезин. Вы знаете что это?

Терезин это небольшой город неподалеку от Праги, во время войны целиком превращенный в гетто. По чистому совпадению буквально пару недель назад я посмотрел немецкий фильм 1944-го года, который вошел в историю под названием «Фюрер дарит евреям город» (официальное название другое). Картина эта как раз про Терезин (на заставке – кадр из этого фильма), и Сванидзе тоже о нем вспоминает.

Жизнь жителей терезинского гетто, если верить фильму, была не жизнью, а малиной. Вот они днем за работой: женщины – за щвейными машинками, мужчины – в мастерских. Все улыбаются и выглядят даже вполне упитанными. Вечером одни садятся за книжки в чистеньких общежитиях. Другие, натянув белоснежные гольфы, играют в футбол. Лихо, кстати, играют. Не хуже, чем «Зенит». А мужчины постарше собираются в прекрасной терезинской библиотеке (город-то старинный, был раньше замком). Они беседуют, о чем-то спорят.

У Сванидзе я увидел кадры, которых в моей версии фильма не было (фильм целиком не сохранился, только отдельные части). На них прекрасно, даже модно одетое еврейское население гетто сидит в ресторане. Они что-то пьют, закусывают. И конечно, смеются. На их одеждах нет желтых звезд.

Разумеется, это все постановка: людей откормили, выдали хорошую одежду и заставили улыбаться на камеру. Режиссером фильма был Курт Геррон (настоящая фамилия Герсон) – немецкий еврей. Он и сам с 42-го года сидел в том же Терезине, про который снимал свой фильм. Сегодня о нем мало вспоминают. А зря. Как актер Геррон снимался в «Голубом ангеле» – первом игровом фильме Лени Рифеншталь. Как режиссер первым начал снимать Хайнца Рюмана, будущую суперзвезду Третьего Рейха. По сути, открыл его. Рюман, кстати, всех пережил и успел сняться даже у Вима Вендерса в «Небо над Берлином – 2».

  • Курт Геррон

Так вот, про Курта Геррона. В сентябре 44-го он закончил съемки. А в октябре был переправлен из Терезина в Освенцим с пометкой в личном деле: «Возвращение нежелательно». Он и не вернулся. В ноябре он улетел в одну из труб Освенцима.

А следом за Герроном в Освенцим уехали все, кто работал с ним над фильмом, и сотни людей, которые в нем снимались – все, до единого. И не потому, что они сделали плохой фильм, а чтобы не оставлять свидетелей этого пропагандистского шабаша. Представляете? Вот где драма-то: люди улыбались и танцевали на камеру фокстроты, надеясь, что это им зачтется, и они еще немного поживут. А получилось ровно наоборот.

А теперь мораль. Я думаю, можно ничего не знать про Терезин. Совершенно точно можно не смотреть «Фюрер дарит евреям город»: за вас эти фильмы посмотрю я и все вам расскажу. Но вот, пропускать мимо крупицы чистого и настоящего, и как мне кажется, очень выстраданного лично, как фильм Сванидзе «Гетто», это не хорошо. Бегите скорей на Ютуб, смотрите, чтобы потом могли сказать, что посмотрели его ночью, на канале «Россия-1».

Дмитрий Ежков