ГИК и его тайны

В Театральном музее (главное здание на площади Островского) открылась выставка «ГИК №1. Дело агента Сапфир». Сотрудники музея и их коллеги из дружественной Театральной библиотеки совместными усилиями выяснили, что начало обоим учреждениям положила коллекция артефактов, собранных Иваном Манасевичем-Мануйловым.

ГИК №1 – Главная инвентарная книга Театрального музея, в которой зафиксированы первые поступления, относящиеся к 1919-1920 годам. Там зафиксированы 3730 единиц хранения (из них 2221 -фотографии, 111 – рисунки, 338 – гравюры и т.д.) и указано, что они поступили от Н.А. Дорингофской. Причем фамилия указано не точно, на самом деле это была Надежда Доренгофская (1873-1922), забытая писательница, драматург, переводчица, которая издавалась между 1905 и 1916 годами.

Несколько лет назад Татьяна Синельникова, сотрудница Театральной библиотеки, куратор выставки, обнаружила в архиве своего учреждения интересный документ. Это описание фондов, сделанное Юрием Нелидовым, директором библиотеки в 1923-1934 годах. На одной из страниц он отметил: «Приобретено у Н.А.Дорингофской из собрания И. Ф. Мануйлова».

Так в этой истории появился Иван Манасевич-Мануйлов, поклонник всего театрального, от туфелек балерин Императорских театров до эскизов декораций к спектаклям кабаре. Впрочем, всю свою жизнь он превратил в спектакль. Работал на тайную царскую полицию (агент «Сапфир»), в том числе в европейских странах, и торговал ее секретами. Отвечал за охрану Распутина и доносил на него «в органы». Выступал в СМИ с текстами о Гапоне и других провокаторах и сам занимался подкупом, шантажом и вымогательством.

Даже год своего рождения (1869 или 1871), а также происхождение, он тщательно скрывал. Существует три версии. №1 – родился в Ковно в бедной еврейской семье. Отец Тодрес Манасевич был сослан в Сибирь за подделку акцизных марок. В 7 лет Иван Манасевич был усыновлен купцом Мануйловым. Версия №2 – был внебрачным сыном князя Петра Мещерского. Усыновлен купцом Манасевичем-Мануйловым, который был сослан в Сибирь за подделку акцизных марок. Версия №3 – родился в Томске в семье купца 1-й гильдии Федора Манасевича-Мануйлова, золотопромышленника и деятеля народного просвещения.

Зато дата его смерти известна точно. 22 декабря 1918 года расстрелян Петроградской ЧК за подделку французского паспорта.

Надежда Доренгофская была гражданской женой «Сапфира». И когда в конце 1918 года только что учрежденный Государственный театральный музей обратился к гражданам помочь в создании коллекции, она откликнулась. Как будет сказано в протоколе заседания Совета музея от декабря 1922 года, состоявшегося после смерти Доренгофской: «…которая очень сочувственно относилась к Музею и уступила ему по крайне низкой оценке коллекцию, собранную ее покойным мужем». Тогда назвать имя мужа вслух, а тем более письменно, никто не решился.

Выбор “Города 812”

.

Шифровка на пограничную станцию Вержболово. Пропустить «чиновника Особых Поручений», едущего в Петербург, без досмотра. 1904.

Карикатура балетмейстера Николая Легата на Матильду Кшесинскую. 1908

.

Фотография Кшесинской с дарственной Ивану Федоровичу Мануйлову. 1912

.

Фотография балерины Екатерины Гельцер с дарственной Ивану Федоровичу Мануйлову. 1913

.

Фотография Вацлава Нежинского «На добрую память». 1910 – 1911 гг.

.

Борис Анисфельд. Эскиз костюма к балету «Семь дочерей горного короля» для труппы Анны Павловой. Постановщик Михаил Фокин. 1913 г.

.

Фотография с дарственной Мамонта Дальского «На память Ивану Мануйлову».  Мануйлов – крайний слева. Дальский – в центре. 1914 г.

.

Юрий Беляев. Эскиз «Узник» к оперетте Жака Оффенбаха «Птички певчие». 1917. Первые 27 номеров ГИК №1 – эскизы к этой постановке.

Вадим Шувалов


Теги: