Игреки в игре. Зачем смотреть на тридцатилетних в Русском музее

Русский музей открыл в Мраморном дворе выставку «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве». Это итог четырехлетней (без спонсорской поддержки) работы кураторов Анастасии Карловой и Марии Салтановой из Отдела новейших течений. Получилось высказывание со многими смыслами.

Кураторы стремились показать тех, кому вокруг тридцати – самый активный творческий возраст. Их принято называть миллениалами или поколением Y. «Просканировав» выставочный процесс в галереях Петербурга (не дальше СПб, кто возражает – см. пункт про спонсоров), кураторы отобрали 40 художников – раскрученных, привечаемых престижными галереями и покупаемых коллекционерами. Сейчас это лидеры, кому как не художественному музею этот момент зафиксировать. Через несколько лет картина полностью изменится.

Этот проект может привлечь в музей зрителей из поколения Y. Их пока в ГРМ гораздо меньше, чем всех остальных. Свежей социологии по посетителям давно нет, но прежние исследования показывали, что основные ходоки по музеям – студенты и пенсионеры.

Третий, может быть, самый важный смысл проекта, задаться вопросом, какова роль музея в современном обществе. Для поколения Х музей – это храм. Для поколения Y, вероятно, мастерская, место для продвижения, красивая строчка в CV.

Для поколения Z он будет археологическим объектом? Это зависит от тысячи причин. От самих музеев – в последнюю очередь.

Найти общий знаменатель в творчестве десятков активных художников – задача безнадежная. Кураторы и не тщились. Они собрали произведения в три раздела – «Диалог с материалом», «Внутри себя», «Среда обитания».

Первый маркирует желание миллениалов показать, что они умеют работать руками. Рукотворность произведений остается важной частью коммерческого успеха художника. Конечно, никто не отменял концептуализм, когда одна фраза может заменить сложную технику исполнения. Но дефицит оригинальных идей нарастает.

Второй раздел отвечает стремлениям художников разобраться в своих комплексах, страхах, травмах, фантазиях. В наше невротическое время такой способ самоидентификации находит интерес у публики.

Третий раздел – уязвимый. Не показать стрит-арт, где миллениалы лидируют, было бы странно. Демонстрировать документацию – фото и видео, сделанные на улицах, прием избитый. Кураторы решили показать некоторых из тех, кто работает и на улице, и в мастерской.

Выбор куратора Анастасии Карловой

Диалог с материалом

Надежда Косинская. «Платье»

Оно сделано из аккуратно выложенных гвоздей, что многое говорит об обладательнице такого наряда.

Внутри себя

Максим Свищев. «Из серии «Головы»

Художник начинал с видео. Но в последние годы ударился в материальное. Вспомнив детство, когда часами лепил из пластилина.

Среда обитания

Павел Плетнев. «Стена славы»

То ли проект уличной росписи, то ли памятник стрит-арту.

На этот раз, выбор “Города 812” не совпал с кураторским.

Диалог с материалом

Ирина Дрозд. Три грации

В этом рисунке диалог не только с холстом и углем, но и с огромной традицией изображения трех дев, идущий из античности

Внутри себя

Лиза Бобкова. «Хищники»

Под стульями, на которых сидят эти милые зверюшки, находятся горстки натурального пепла. Это – их жертвы.

Среда обитания

Максим Има. «Мои стенания» (см. картинку на заставке).

Автор все объяснил в текстах.

***

Еще две кураторские удачи заслуживают упоминания. Огромный объект «RAZDVA» Максима Свищева и Антона Радаева, показанный во дворе Мраморного дворца.

Еще две кураторские удачи заслуживают упоминания. Огромный объект «RAZDVA» Максима Свищева и Антона Радаева, показанный во дворе Мраморного дворца, и «Facebook» Константина Беньковича с отломанной F. Неужели соцсетям конец?

Вадим Шувалов