Эрмитаж показал две недавно отреставрированные скульптуры XIX века – «Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле» Дмитрия Савельева и «Психея, лишившаяся чувств» Пьетро Тенерани. Оба произведения связаны с коллекционированием Николая I.
В скульптуре «Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле», на самом деле показана сцена рассматривания медальона с портретом родителей – прусского короля Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы. Первый вариант скульптуры был заказан королем Карлу Фридриху Вихману, и исполнен в 1827 году. Скульптура хранилась в берлинском дворце Шарлотенбург и погибла во время второй мировой войны.
В свое время Николай I, увидев портрет жены, заказал Вихману повторение, и оно было сделано. Это произведение погибло в 1837 году во время большого пожара в Зимнем дворце. Император решил заказать новое повторение, но к тому времени Вихман уже умер. И тогда два повторения сделали его брат Людвиг и Дмитрий Савельев. В 1842 и 1840 годах, соответственно. В мае 1941 года работа Людвига Вихмана была передана в Художественный музей города Грозный. Она пропала во время войн 1990-х годов. И только работа Савельева благополучно дожила до наших дней.
Во время реставрации по архивным материалам воссозданы из искусственного мрамора (композит с использованием мраморной крошки) пальцы рук и медальон. Последний предмет воспроизведен достаточно условно – не хватает иконографии. Но без медальона не понятен смысл скульптуры: выражение лица Александры Федоровны, ее поза, жест правой руки, напряжение пальцев.
Скульптура находится на Октябрьской лестнице Зимнего дворца. Напротив – мемориальная доска про самый знаменитый советский миф. О штурме Зимнего. Якобы, по этой лестнице решительно взбегали отряды представителей всех революционных социальных слоев: рабочие, солдаты и матросы.
С «Психеей» история не менее интересная. Она попала в Эрмитаж в 1838 году в качестве подарка Николаю I от Христофора Ливена, воспитателя будущего Александра II. Тенерани был знаменитым итальянским скульптором, конкурировал с Кановой. Сюжетом стала история об Амуре и его возлюбленной Психее – эпизод из романа Апулея «Метаморфозы». Мать Амура, богиня Венера, завидовала красоте Психеи и, желая ей смерти, давала невыполнимые задания. Однажды послала Психею в подземное царство за сосудом с красотой, запретив его открывать. Та, естественно, сосуд открыла. На что и был коварный расчет Венеры.
В сосуде находилось мощное снотворное. Скульптор изобразил Психею, которая опускается на колени и теряет сознание.
Для Психеи все закончилось хорошо: ее возвратил к жизни поцелуй Амура, что отражено в другой скульптуре из эрмитажного собрания – «Амур и Психея» Антонио Кановы. Но это другая история.
Специалисты утверждают, что между 1823 и 1850-ми годами Тенерани сделал семь или девять авторских версий этого сюжета. Они рассеялись по всему миру. Какой в Эрмитаже? Возможно, самый первый. Известно, что он принадлежал Джованни Батиста Соммарива (1762-1826), итальянскому политику и меценату, и находился на его вилле в Швейцарии. После смерти владельца следы скульптуры теряются.
Психее потребовалось лечение большого пальца правой руки. Главное, что крылья у «Души» держаться прочно.
Вадим Шувалов