В Этнографическом музее открылась выставка «200 лет начала строительства Исаакиевского собора». Воспринимать ее надо в контексте дискуссий о возможной передаче храма РПЦ. Музейное сообщество продемонстрировало: оно против перехода Исаакиевского собора в лоно церкви.
Проект «200 лет начала строительства Исаакиевского собора» готовился много месяцев, на вернисаж собрались едва ли не все директора петербургских музеев. Гимн, флаги, политкорректные речи и свободный вход на выставку для публики (она закроется 1 апреля) придали всему статус государственного события.
«Предоставив для этой выставки Мраморный зал – свое главное парадное пространство, одну из лучших выставочных площадок Петербурга, – РЭМ и все музейное сообщество выражает поддержку музею “Исаакиевский собор”, который переживает непростые времена», – это директор Российского этнографического музея Владимир Грусман.
«Для нас, музейных работников, Исаакиевский собор имеет и сакральное значение, – заявил Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа и президент Союза музеев России. – Здесь, в его подвалах, в годы Великой Отечественной войны хранились фонды пригородных музеев, здесь работала великая Анна Ивановна Зеленова и другие музейщики, так много сделавшие для спасения мировых сокровищ».
Юрий Мудров, директор Исаакиевского собора, сообщил, что на данный момент государство не получало обращений от РПЦ с просьбой передать ей Исаакиевский собор. Музей работает в штатном режиме.
Для публики на выставке есть на что посмотреть. Во-первых, это три иконы из первого яруса главного иконостаса кисти Тимофея Неффа – «Богоматерь с младенцем», «Святая Екатерина» и «Апостол Павел». Эти живописные оригиналы были во второй половине XIX века заменены на долговечную мозаику и хранятся в фондах музея. Они были отреставрированы в 2017–2018 годах.
Пока в соборе идет реставрация фонарика над главным куполом, оттуда сняли скульптуру голубя – символа Святого Духа. Медная посеребренная птичка имеет размах крыльев больше двух метров.
Для тех, кто интересуется историей архитектуры, показаны проектные чертежи, схемы работы механизмов по выгрузке колонн с барж возле Адмиралтейства, образы кирпичей и стального крепежа начала XIX века.
Для профессионалов из запасников музея достали «картоны», на которых художники-реставраторы 1950-х годов фиксировали состояние росписей и мозаики перед первой послевоенной реставрацией интерьеров собора.
Вадим Шувалов