Рамзан Кадыров хочет построить скоростную железнодорожную магистраль из Москвы в Грозный. Письмо с предложениями он передал Владимиру Путину. Путин поручил главам Минэкономики и Минтранса рассмотреть возможность и доложить. «Город 812» попытался понять – кому это дорога нужна кроме Кадырова?
Рамзан Кадыров в письме Путину предлагает включить новую Транскавказскую магистраль в стратегию развития до 2025 года. На первом этапе строится дорога от Москвы до Краснодара (о ней говорили и до Кадырова). На втором – от Краснодара через Майкоп, Черкесск, Нальчик, Владикавказ в Грозный. В сумме от Москвы до Грозного 1900 километров, в том числе от Краснодара до Грозного – 700-800 в зависимости от маршрута.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков так прокомментировал предложение Кадырова: «Тема действительно поднималась. Никаких модальностей, готовых в плане финансирования пока нет. Подобных визионерских проектов очень много на столе».
Переводя на понятный русский язык: проект – фантазийный, обусловленный богатым творческим воображением Кадырова, решение еще не принято, надо бы экономику посчитать.
Может ли скоростная дорога на Грозный оказаться рентабельной? – спросил «Город 812» у Игоря Киселева, проректора Петербургского госуниверситета путей сообщения Императора Александра I.
«Экономический эффект оценивать не берусь, скажу только, что на него есть смысл рассчитывать только если поток пассажиров составляет 10 миллионов человек ежегодно. Магистраль Петербург—Москва — пока единственная в России, где ее строительство экономически оправдано».
Отметим, что высоко-скоростная магистраль Москва-Петербург, проект которой был готов и даже землеотводы сделаны, так и не появилась. Скоростные поезда «Сапсан» ходят по обычным железнодорожным путям.
«Это было типичное социально-политическое решение, которое никак не зависит от экономической составляющей, – прокомментировал Киселев. – И подобные решения случаются не только в России. Вот в Испании давно вынашивали идею соединить высокоскоростной магистралью Мадрид и Барселону. Но в 1991 году, когда дошло до дела, решили сначала построить ВСМ до Севильи. Был депрессивный регион, который стремительно беднел и хирел. Правда, помимо магистрали, там еще устроили Всемирную выставку, и все вместе помогло городу вновь расцвести. Магистраль на Кавказ может появиться только в результате чьей-то политической воли, и ничего больше. Российский Кавказ — это не Сочи и не Симферополь, отдых на любителя, и пассажиропоток будет небольшим».
Сейчас стоимость магистрали Москва-Грозный оценивается в триллион рублей. Что, конечно, мало – скоростная трасса Москва — Казань длиной в 830 километров оценивалась в 1,3 триллиона. Вообще ни одна страна, даже славящаяся отменным порядком, ни разу не уложилась в изначальную смету при строительстве скоростных железных дорог. Сумма многократно возрастает из-за проблем с выкупом земель, решения экологических вопросов, инфляции и т.д.
Как говорят специалисты, горные районы — не самое сложное для строительства трассы Краснодар-Грозный. В Южной Корее и Тайване, стопроцентно горных регионах, успешно строятся высокоскоростные магистрали. Проблема в окупаемости: Япония и Тайвань — страны небольшие. А в России дорога из центра на юг даже в самом высокоскоростном поезде будет занимать минимум 10 часов. Значит — или делать спальные вагоны, а это в несколько раз снизит экономическую эффективность проекта — или вообще отказаться от этой идеи.
Правда, спальные высокоскоростные поезда функционируют в Китае, но там огромный пассажиропоток. В России по направлению в Грозный такого ни один эксперт не прогнозирует.
Нина Астафьева