Как делают бизнес на больших футбольных данных

Россия экспортирует за границу не только нефть, но и статистику. Спортивную аналитику успешно продает на Запад российская компания InStat Sport. Как это у нее  получается, мы спросили у директора по развитию бизнеса Ивана  Катанаева.

 

– Все статистические выкладки (от количества ударов до пробега каждого футболиста в матче), которые мы видим на экранах во время телетрансляций, – это тоже ваша работа. Но телевидение не главный ваш продукт?

– Да, на первом месте работа с клубами. Мы собираем статистику, анализируем ее, помогаем тренерам и игрокам. Сегодня технологии позволяют по любому виду спорта иметь громадное количество всевозможных данных. В результате можно иначе понимать происходящее на футбольном поле, хоккейной арене или баскетбольной площадке. С одного футбольного матча мы собираем сегодня несколько тысяч блоков разных данных, можно это делать в режиме реального времени. Если вы внимательно посмотрите, теперь на скамейке запасных всегда у одного из ассистентов главного тренера в руках планшет – это у него как раз та самая информация.

– Вы собираете данные только по футболу, хоккею и баскетболу?

– Волейбол, гандбол и американский футбол на очереди. Наша база данных – крупнейшая в мире, абсолютный лидер рынка в сфере сбора и анализа статистики. Мы уже собираем данных больше, чем способны адекватно проанализировать. На помощь нам приходят нейросети и искусственный интеллект.

– Тренер, располагая вашей информацией, может определиться с тем, кого заменить?

– Технологии, которые подсказывают, кого заменить и кого поставить в состав, уже есть, но они пока очень сырые. Вот про каждого игрока в отдельности мы уже знаем всё. Специальный индекс раньше формировался по простой формуле: за каждое полезное действие игрок получает определенный балл, за каждую ошибку – минус балл. Но у этой системы один большой недостаток – в футболе победа присуждается не за количество действий, а за забитые голы. Поэтому мы отказались от этой системы, для большей объективности был введен еще один показатель – доля полезных действий игрока от общего количества действий всей команды, то есть вклад игрока в конечный результат команды.

Кроме того, на индекс влияет еще и уровень соперника и в целом уровень матча. Очевидно, что любой игрок «Зенита» в игре против аутсайдера премьер-лиги сделает больше обводок, чем в матче против европейского гранда. Так что в матче против сильного соперника каждое действие футболиста оценивается выше. Работа по совершенствованию системы будет продолжена, но уже сейчас у нас самый точный и глубокий оценочный инструмент в современном футболе.

– Вы в этом уверены?

– У нас больше двум тысяч клиентов – среди них ведущие футбольные и хоккейные клубы вплоть до действующего чемпиона НХЛ «Вашингтон Кэпиталз». Наш главный продукт – крупнейшая база данных по каждому игроку. Мы учитываем порядка трех тысяч показателей и считаем абсолютно всё.

– Но вы не единственные в мире в этой области?

– Мы не единственные, но самые лучшие. Наш ближайший конкурент – итальянская компания, у которой 300 клиентов. Разница, как видите, не в два и не в три раза, а заметно больше. Когда мы вышли на рынок, на нем уже работали конкуренты: английская и французская компании, позже купленные американской Stats, британская Opta, итальянская Wyscout. Но каждая из них предлагала какую-то одну услугу: видео, отчеты по итогам матчей или консультации, как играть против конкретных соперников. Мы объединили все это в один сервис, и стоил он при этом дешевле.

– Почему дешевле?

– Тактико-технические действия тогда еще обсчитывались полностью вручную, цена зависела от стоимости ручного труда: в России он дешевле, чем в Европе. «Они делают Apple, а у нас получился Windows», – шутил по этому поводу основатель нашей компании Александр Иванский.

– Он же журналист?

– Да. И ему было интересно знать, хорошо сыграл футболист или плохо. В то время только газета «Спорт-экспресс» выставляла оценки игрокам после каждого матча, но это мнение журналиста, один раз посмотревшего матч. А миллионы читателей изучали эти баллы, верили в них, хотя оценки выставлялись порой субъективно. Александр мечтал создать объективный рейтинг игроков, но не мог придумать как, пока не увидел во время матча помощника главного тренера «Томи», по-моему, который нашептывает на диктофон все, что видел на поле.

– Этим еще в советское время занимались. В сборной СССР Владимира Лобановского за сбор информации отвечал Юрий Морозов, он тоже с диктофоном сидел и вел статистику – отборы, пасы, единоборства…

– Да, это действительно наша российская история. Сбор статистики и ее анализ развит у нас как ни в какой другой стране мира. И Лобановский и Константин Бесков этим занимались, когда в Европе еще никто об этом даже не задумывался. По долгу службы общаюсь со многими нынешними тренерами и убедился, что в тактическом плане, в  плане понимания футбола, послематчевого анализа, подготовки игроков они в большинстве своем суперпрофессионалы.

– Почему же тогда они не востребованы в европейском футболе?

– Только потому, что не знают иностранных языков. Слуцкий, единственный, кто пытается говорить – повторюсь: пытается, его английский слабый, – и тот востребован: работал в Англии, сейчас в Голландии. А голландские специалисты работают по всему миру, хотя внутренний чемпионат у них слабенький, потому что языки знают.

– Значит, Иванский решил собирать статистику.

– Поначалу он полагал, что некая цифра, характеризующая игру футболиста, будет интересна только болельщикам. Но оказалось, что даже тренеры лучших команд мира хотят получить всего одну оценку, показывающую, кто лучший игрок.

– Собранные данные у вас обрабатывают люди или все делают компьютеры?

– Есть центр, куда поступает так называемый поток со стадиона, специально подготовленные люди с этими цифрами работают. Они проходят соответствующее обучение, это долгий процесс. Есть методология разбора, сначала тренируются на матчах низкого уровня. У кого минимум ошибок и брака, тот поднимается выше. Матчи премьер-лиги сегодня обсчитывают люди, которые не первый год этим занимаются.

– Сколько человек требуется, чтобы обсчитать матч?

– И один человек может справиться, если нет цейтнота. А когда все происходит в режиме реального времени, как для «Матч ТВ», за каждым игроком закреплен человек. Итого 22 человека плюс еще один для действий судьи.

– А что вас в судье интересует?

– Здесь нас интересует не столько его физическая готовность, как расстояние между ним и мячом в ключевых эпизодах и при определении нарушений правил. Становится сразу ясно, правильно ли арбитр выбирает позицию, хорошо ли читает игру.

 – Какой клуб первым стал покупать вашу аналитику?

– На самом начальном этапе Ивановский стал продавать свои данные в печатные СМИ (первой, кстати, стала публиковать его вкладки петербургская газета «Спорт день за днем»). Затем заинтересовались телевизионщики. И главный тренер «Спартака» Владимир Федотов, будучи как-то в студии, увидел у журналистов наши  записи. Эта статистика его заинтересовала, и через пару дней InStat подписал первый контракт с профессиональным клубом. За границей первым клиентом стал голландский «Фейеноорд». И чем больше клиентов, тем проще продавать наш продукт. Сейчас, когда знают, что «Реал» пользуется нашими данными, вообще с этим нет проблем.

– Как выглядит ваше сотрудничество с «Реалом»?

– Мы работаем не только с тем «Реалом», который все знают, а со всеми детско-юношескими командами академии «Реала», даже по 9-летним детям мы делаем анализ. Они нам присылают видео игры и протоколы, чтобы можно было понять, кто под каким номером играл и мы могли делать свою работу. На выходе мы имеем 20 страниц различного рода цифр, сравнительные таблицы, инфографику. Кроме того, «Реал» подписан на систему видеоанализа, и их тренеры, зная пароль и логин, могут, сидя в Мадриде, просматривать практически всех игроков мира. Не только топовых игроков, но и молодежь в Бразилии или Аргентине.

– Как вы получаете видео из Южной Америки?

– У нас и из Азии есть записи матчей, и из Африки. Было время, когда из Нигерии диски с видео нам стюардессы с самолетов передавали, теперь практически все матчи, даже в низших лигах, есть в Сети, в YouTube, хотя качество не всегда хорошее. Но некоторые записи можно найти только у нас. Например, третья лига Португалии. Без нас никто бы о ней не знал.

– А вас она чем увлекла?

– Федерация футбола  Португалии сделала заказ, чтобы знать, что у нее творится в низах. Наши операторы снимают все матчи, при необходимости делаем анализ.

У нас в фирме порядка тысячи человек задействованы,  300 из них – это операторы. С этого года  мы организуем трансляции матчей ФНЛ.  К наработкам прошлых лет, нам ведь для своих нужд и прежде приходилось снимать матчи ФНЛ, мы добавили новое оборудование, наняли дополнительно людей, поскольку потребовалось охватить сразу двадцать городов – от Калининграда до Владивостока, и в каждом работает как минимум четыре оператора. Для нас эта история больше имидж, чем бизнес. Видеопродакшном мы только начинаем заниматься, зарабатываем мы продажей статистики и аналитики.

– «Зенит» тоже ваш заказчик?

– Да, он один из наших главных клиентов, пользуется по максимуму нашими услугами, каждый год переподписывает контракт. И та статистика по каждому игроку, что болельщики видят на клубном сайте, это они тоже берут у нас.

– В «Зените» что ни год, то новый тренер. И все работают только с вашими данными?

– Безусловно, кто-то любит нашу платформу, кто-то другую. Но, во-первых, помимо собственно тренеров наши выкладки в клубах интересны сотрудникам селекционного отдела, спортивному директору. Каждый пользуется тем, что ему нравится. Во-вторых, для больших клубов не проблема подписаться и на наши услуги, и на услуги наших конкурентов, сравнительный анализ только дополнит общую картину.

– Среди ваших клиентов есть агенты?

– Да, раньше они должны были мотаться по всему миру в поисках талантов, теперь у них все под рукой. В этом бизнесе нет сегодня ни одного серьезного человека, который бы не был нашим клиентом. У нас агенты могут получить любые данные. Если по второй лиге, скажем, Таиланда у нас под рукой нет данных, но  при необходимости они появятся. Потому что контакты с федерацией футбола этой страны налажены. Надо понимать, что агентам, которые работают в Азии, неинтересна Англия. Они никого там не купят, потому что никто к ним оттуда не поедет. И в России они никого не купят. Им соседи интересны, они смотрят определенные страны, просматривают чемпионат Вьетнама или Бирмы, и мы должны быть готовы им в этом помочь.

– Как технически вы получаете данные, например, о том, сколько километров игрок намотал за матч?

– В основе знакомая всем со школы система координат Х и Y. Есть поле, на нем игроки, на каждом метки, все движения фиксируются.

– Все происходит в автоматическом режиме?

– Полуавтоматическом. Есть человек, который отслеживает, чтобы все правильно происходило. Потому что после столкновения игроков на поле компьютер может спутать метки, и тогда в ручном режиме их надо вернуть на место. Сегодня люди научились по-новому смотреть на спорт и по-новому его воспринимать. Это касается практически всех видов спорта, просто есть коммерчески более успешные и популярные виды – там больше возможностей для внедрения и развития новых технологий.

Сергей Лопатенок