Как мы снимали фильму с лошадью

Эта история произошла в те времена, когда я ещё не пила ноопепт для того, чтобы вспомнить, где мои очки для чтения, да и, собственно, очков не было.

Люся Генсировская, будучи студенткой института культуры, снимала документальный фильм о спортсменке number one – Наталье Дергачёвой на базе учхозовской конюшни СПбГАУ: свою дипломную работу. Основную часть диплома она отсняла ещё летом, несмотря на то, что многочисленные двуногие обитатели конюшни всячески ей мешали – Люся великолепно пела и играла на гитаре. Я, к примеру, в каждый её приезд просила, чтобы она спела: «Ах, какое наступило злое время — с каждым часом тяжелее тишина. Рассветает, дон Алонсо, — ногу в стремя, жребий брошен — вам теперь судьба одна» («Сентиментальный романс», Ирина Ратушинская). Вот не помню, приезжала она со своей гитарой или у нас была, так сказать, общего пользования, поскольку певчие и ещё были, к одному даже приклеилось звучное прозвище – Патефон.

  • Люся – Люция Генсировская. С 1994 года жила в Израиле. Автор нескольких книг. Обозреватель FSNews и sport. ru (фигурное катание). 20.11.2014 года Люси не стало.

Примерно в середине ноября, вот как сейчас, Люсе понадобилось доснять несколько кадров. Был чуть морозный, но солнечный день. Сначала она снимала Наташу, одетую в футболку (т.к. по сюжету – лето) на фоне конюшне, которая пыталась руками разогнать вокруг себя мелкие снежинки. Ну а потом решили, а что толку отгонять-то? Пусть будет – «тополиный пух жара июнь…».

Затем Люся сказала, что хорошо бы ей снять красивого жеребца, чтобы он ржал, играл, выгибал шею, ну, и если на свечку встанет, то тоже похвально. Все трое, конечно, понимали о ком речь. У меня сразу возник вопрос: «А с чего красавец Нукер вдруг будет неадекватно себя вести в компании трёх не стимулирующих его на вышеописанные действия персонажей?». Возможно, Нукер выглядел умственно-простоватым, но идиотом-то он точно не был.

  • Нукер (венгерская порода лошадей)

Нукер попал на конюшню учхоза из-за травмы обоих плечей, выпрыгнул из манежа на асфальт, (подробности мне неизвестны). Несчастный случай произошёл в СШОР по конному спорту Санкт-Петербурга, когда она ещё находилась на улице Марата. Молодой жеребец был передан в учхоз в качестве племенного производителя, так как в спорте он более использоваться не мог.

Решение, разумеется, было. Коль скоро я понимала, чем именно мне обернётся играющий жеребец, то несколько минут пыталась оттянуть момент съёмок риторическим поиском средств возбуждения коня. Когда моё словоблудие иссякло, Наташка вывела в открытый манеж кобылу и перекрыла вход в него брёвнами, как будто они могли стать Нукеру помехой, чтобы добраться до цели.

  • Наталья Дергачёва (слева) – кандидат в мастера спорта по конному спорту, тренер, руководитель Конно-спортивного клуба «Нева» и Люся (справа).

Дальше последовала вообще негуманная вводная – Люся высказала пожелание о том, что лучше бы на жеребце было меньше амуниции. Ей казалось, что достаточно одного недоуздка (это такая сильно облегчённая уздечка – без удил), который прекрасно смотрелся бы на рыжей с белой проточиной морде жеребца. А мне казалось, что тогда можно и на бечёвке от сена вывести коня, потому что и в том и другом случае я уже труп, а тоненькой верёвки хотя бы не видно будет. Поскольку я встала в позу и заявила, что не согласилась бы на недоуздке вывести даже политкорректного Бархата, то Люся всё-таки остановилась на уздечке.

То, что в манеже его ждёт сюрприз, жеребец почувствовал ещё в конюшне, поэтому я вылетела из дверей с орущим и гарцующим Нукером под уздцы и мы оба галопом отправилась прямиком в сторону манежа. Было такое чувство, что я по недоразумению оказалась прилипшей к поводу уздечки, примерно как жевательная резинка, что совсем не мешало коню двигаться.

У манежа Наташа стояла насмерть. Нукеру пришлось смириться – на человека он пойти не мог. Собрав вдвоём его в кучу, мы отвели упирающего жеребца на исходную позицию – к Екатерининскому коровнику, как к самой удалённой точки от манежа, не без основания полагая, что путь до кобылы будет стремителен, на всё про всё несколько секунд.

Люся вздохнула и сказала, что хорошо бы, если бы в кадре был вот такой же мятежный Нукер пусть и в уздечке, но один, и осторожно спросила: «Ты можешь взять его за самый конец повода, чтобы тебя не было видно в кадре?».

После этих слов сильно захотелось выпить, чтобы облегчить груз ответственности за съёмки. Но поскольку налить обещали только после, то ничего не оставалось, как пойти на эту авантюру – может и выживу, всякие чудеса на свете случаются.

Нукер был прекрасен, хотя лично я это понимала благодаря Люсиным крикам: «Хорошо, хорошо, только не надо так быстро». Я не знаю, кому она это кричала – про быстро, потому что с середины дистанции уже волочилась по асфальту, вцепившись скрюченными руками за повод, и жалела лишь об одном – почему на мне нет двух ватников. Поскольку обезображенный труп молодой девушки – это не очень приятное зрелище, да ещё и эта двусмысленная ситуация: я даже представила, как будут шептаться, что в моей гибели виноват распоясавшийся жеребец, хотя жеребец здесь отнюдь не фигура речи.

Дотащив меня до манежа, Нукер попытался прорваться через брёвна, вместе со мной, раз уж я к нему так сильно привязалась. Видимо, меня опять спасла Наташка, встав у него на пути. Точно сказать не могу – под конец я перестала соображать, что твориться вокруг.

  • Люся и Молния

Но цель была достигнута – фильма снята.

Да, и я не помню, была ли эта съёмка санкционирована, на тот момент руководителем конюшни – Мариной Борисовной Плихтой, если что, то срок давности… и всё-такое.

Клара Шох

На заставке: Нукер и асфальт, по которому он меня тащил