В Доме архитектора открылась выставка проектов японского архитектурного бюро Nikken Sekkei «Транзитно-ориентированное развитие TOD». Наблюдатели расходятся в объяснение причин проведение этой акции, которая готовилась около года.
Существует две версии, зачем эта выставка. Первую назовем академической. Бюро имеет большой опыт создания в Японии и других странах транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), где соединяются несколько линий железных дорог, несколько веток метро, автобусные линии, каршеринг, пути велосипедистов и пешеходов. Вся подземная и наземная инфраструктура соединяется переходами, которые являются частью комплекса зданий. В них могут располагаться бизнес-центры, отели, торговля, театры и другие культурные учреждения. Чтобы все это соединить, сделать жизнеспособным и придуман TOD.
У всех объектов – железная дорога, метро, вокзальная площадь, автодорога, здания – разные собственники. На согласования могут уйти годы. Но в Японии и горизонт планирования значительный. Развитие района станции Сибуя в Токио начали проектировать в 2012 году, строительство должно быть завершено в 2027-м. Иногда государство в обмен на увеличение культурных площадей, разрешает увеличить высоту зданий или коммерческие площади.
- Проект развития района станции Сибуя в Токио
Все это придумано для того, чтобы создать в мегаполисах новые центры притяжения, разгрузить городской центр от людей и машин, уменьшить маятниковую миграцию. В России Nikken Sekkei спроектировало два ТПУ, оба в Москве. Один около станции метро «Ботанический Сад», второй – у железнодорожной станции «Петровско-Разумовская».
- «Ботанический Сад» в Москве
Во время открытия выставки Николай Линченко, вице-губернатор Петербурга, заметил, что современное ТПУ понадобится на входе в город высокоскоростной железнодорожной магистрали «Петербург-Москва».
После официальных речей состоялся круглый стол о возможности использования TOD у нас. Владимир Григорьев, главный архитектор Петербурга, сообщил, что комитет по градостроительству и архитектуре подготовил документ, в котором под ТПУ предлагается отдать девять территорий. Он не стал называть адреса, но в кулуарах прозвучали кодовые слова «Южное транспортное полукольцо». Вероятно, речь идет о тех местах, где РЖД и Петербург намерены создавать пересадочные узлы с городской электрички на метро и наземный транспорт. Там, по словам Григорьева, необходимо создать «острова свободы». Иными словам разрешить строить и повыше, и поплотнее. Что касается культуры, то, по мнению главного архитектора Петербурга, если использовать только бизнес-модели, то дальше мультиплексов мы не пойдем.
На вопрос из зала, а прибыльны ли японские театры, размещенные в ТПУ, Тадао Камэи, председатель совета директоров Nikken Sekkei, сообщил, что, конечно, никакого дохода они не дают. Но такой театр может принадлежать собственникам железной дороги. А наличие культуры поднимет стоимость недвижимости, которую те же ж.д. компании построили рядом с ТПУ или вдоль своей ветки.
Вторая версия, зачем проводят выставку, практическая. Бюро Nikken Sekkei выиграло газпромовский конкурс на проект офисньго центра на Охтинском мысу, который вызвал много протестов общественности. И теперь бюро начинает создавать в Петербурге положительный имидж. Проект «Хрустальный корабль» для Охты также показан на выставке, но в каталоге его нет. И на вернисаже о нем не говорили.
- На новых эскизах для Охтинского мыса Nikken Sekkei показала ландшафтный парк с выходом к Неве, у каждого дерева появится вывеска с информацией. Хронологию развития Охтинского мыса можно отследить на исторической тропе и увидеть следы археологических раскопок.
Выставка работает по 29 октября, с 11.00 до 20.00 (суб. вск – до 18.00). Вход – свободный.
Вадим Шувалов