В Петербурге прошел очередной, 28-й кинофестиваль «Послание к Человеку». Став несколько лет назад главным петербургским киносмотром и претендуя на повышение своего статуса в российском кинофестивальном движении, «Послание» в этом году явно упрочило свои позиции. И его будущему мало что угрожает, несмотря на оппозиционность ряда его участников.
«Послание» показало несколько громких премьер и закрепило тренд на масштаб и зрелищность – открытие снова прошло на Дворцовой, начавшись выступлением проекта «Симфоническое кино» и гитариста Юрия Каспаряна, громко и эффектно сыгравших симфоническую версию композиции группы «Кино». Правда, за час до открытия «Послания» те же музыканты играли «Кино» на праздновании юбилея Университета кино и телевидения, но на Дворцовой это выглядело эффектней.
Несколько лет назад Алексей Учитель пошутил, что мечтает, как актриса Скарлетт Йохансон снимет документальное кино и привезет его на «Послание», чтобы популяризовать фестиваль. Йохансон пока не приехала. Но вместо нее организаторам фестиваля удалось привезти французскую кинодиву Фанни Ардан и итальянского режиссера Паоло Соррентино, прославившегося среди широкой публики сериалом «Молодой папа». Ардан представляла фильм о Марии Каллас, Соррентино – фильм «Лоро», посвященный Сильвио Берлускони.
Обе картины только с натяжкой можно назвать подходящими для «Послания» – картина о Каллас скорее видовая, чем документальная, а «Лоро» вообще игровой фильм, но оба гостя произвели большой ажиотаж как среди публики, так и среди журналистов и привлекли к фестивалю еще больше интереса. К Соррентино после открытия выстроилась целая толпа местных хипстеров – делать селфи. Его «Лоро», чья российская премьера прошла именно на «Послании», можно назвать политической сатирой. Правда, в фильме она подана под толстым слоем шоколада. Это отчасти напоминает и всю программу нынешнего «Послания». В ней было много фильмов, посвященным актуальным темам, но все они балансировали на гране запретного, эту грань не переходя. Так, вместо нового фильма режиссера Сергея Лозницы «Донбасс» организаторы показали его же картину «День Победы». Первый фильм игровой и показывает жизнь донбасских ополченцев в свойственной режиссеру гротескной манере. Второй – документальный, снятый 9 мая в берлинском Трептов-парке, где эмигранты из стран бывшего Союза празднуют День победы. И та, и другая картины касаются сложных тем, но «День Победы» не такой опасный. В Москве показ «Донбасса» запретили из-за отсутствия прокатного удостоверения. В Петербурге организаторы «Послания» объясняли свой выбор тем, что появление «Донбасса» в программе гарантирует появление на фестивале радикально настроенных зрителей. Идти на такое «Послание» не готово.
Умелое балансирование касается и остальной программы, где была подборка фильмов, посвященная протестным событиям 1968 года и картины о том, как Европа принимает тяжелый опыт прошлого («Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» – как во время Второй мировой румыны преследовали евреев) и работает с непростым настоящим – документальный фильм о чешском неонацисте «Мир по Далибореку», но не было российского фильма, где откровенно говорилось бы о нашей современной жизни.
Эта двойственность продолжилась и на церемонии закрытия, где после председателя Комитета по культуре Константина Сухенко, поблагодарившего организаторов за приезд Ардан, выходили члены жюри и награждённые режиссеры с табличками «freesentsov», а ведущая церемонии актриса Юлия Ауг призвала отпустить режиссера Кирилла Серебренникова. Впрочем, беспокоиться, кажется, не о чем – судя по фильмам, которые в этом году наградило «Послание» российское киносообщество интересуют не революции, а опыт выживания.
Елена Некрасова