Как сделать музейные премии полезными для народа

Премия «Музейный Олимп» отметила десятилетие. Это первый в стране профессиональный конкурс в области музейного дела, учрежденный в 2009 году по инициативе Комитета по культуре Санкт-Петербурга.  Юбилей – время подумать о будущем. Может это событие быть интересным и полезным не только для профессионального сообщества, но и посетителей музеев? Об этом «Город 812»  беседует  с Наталией Яблонской, заведующей музеем «Нарвские ворота»,  руководителем проектной команды петербургской «Ночи музеев».

 

– «Олимп» – праздник для музейщиков. Он далек от публики?

– Действительно, этот вопрос обсуждается музейщиками. «Олимп» задумывался для создания среды общения музейщиков, эта цель достигнута. Это особенно важно для молодых сотрудников, которые получают представление о наших стандартах. О том, какое дело им продолжать.

Но музеи существуют для публики, а получается зачастую, что «выставку года» – для зрителей самую важную номинацию – посмотреть уже невозможно. Она работала задолго до того, как ее наградили премией.

– И что делать?

– Понятно, что музейщики, делая любой проект, держат в голове, будут ли они подавать его на «Олимп». Многое делается под «Олимп». И эти намерения должны быть известны публике.

На мой взгляд, нужен мощный и красивый сайт, с выходом на соцсети, обсуждениями и народным голосованием. Этот  ресурс может подробно освещать все этапы. Музеи должны выкладывать информацию обо всем, что может  попасть на соискание премии. Раньше, чем начнется сбор заявок. Неважно, будет ли в конечном итоге данный проект номинирован  на «Олимп».

– Кто может стать «держателем» сайта?

– Все межмузейные проекты  делают проектные команды из нескольких профессионалов-энтузиастов. Так что это вопрос политической воли и запроса сообщества: если будет принято решение о более широком освещении «Олимпа» и выделены дополнительные средства для этого – то реализовать эту задачу команда «Олимпа» сможет.

– Премия «Музейный Олимп» не имеет денежного содержания. Есть смысл искать спонсора и награждать победителей приличными деньгами?

– Бесспорно, это станет стимулом. Но потребует более объективной оценки номинантов, чтобы избежать подозрений и обид.

– А пока так: сегодня он в жюри, завтра – в экспертном совете,  послезавтра – номинант?

– Чтобы избежать тотальной аффилированности участников конкурса, теоретически надо приглашать внешних экспертов. Так устроена Европейская музейная премия. Но это совершенно другие бюджеты с командировочными для экспертов, чтобы они могли все отсмотреть в натуре, а не в режиме презентации на «музейном пароходе».

– А что делать с малыми музеями?

– Малые музеи обижаются, когда им пытаются отводить роль «игр в детской песочнице».

– Но представьте, что Эрмитаж подал бы в 2018 году на «Олимп» выставку Кабаковых или «Лейденскую коллекцию»: кто с ними может конкурировать?

– Спасибо Михаилу Борисовичу, что он этого не сделал. На мой взгляд, надо абстрагироваться от содержания выставки и ее бюджета. Надо сравнивать интеллектуальные достижения.

– Какие?

– Работу с дизайнерами, с публикой. Со всем городским сообществом. «Олимп» ведь не про хорошие выставки, а про то, куда мы двигаемся.

Вадим Шувалов