Как снимали «Движение вверх»: рассказывает единственный актер из Петербурга, участвовавший в съемках патриотическо-баскетбольного блокбастера
Шум вокруг фильма «Движение вверх» (телеканал «Россия» и студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова) – большой. С одной стороны прокатчики рапортуют, что художественная лента о победе сборной СССР по баскетболу на Олимпийских играх 1972 года бьет все мыслимые кассовые рекорды, с другой свидетели тех событий предъявляют авторам обвинения в искажении исторических фактов, а родственники героев подали в суд. «Город 812» разыскал единственного петербургского актера, участвовавшего в съемках. Василий Щипицын из театра «Мастерская» сыграл Всеволода, врача баскетбольной команды.
– В вашем послужном списке порядка 80 киноролей. Это действительно самый лучший фильм из всех, где вы снимались?
– Судя по рейтингам, по масштабности, действительно наиболее удачный проект. И, безусловно, фильм удивил финансовым результатом. Хотя то, что делается кассовый фильм, было запрограммировано заранее. Об этом говорили с первых же дней: мол, мощный проект. Другое дело, что подобного рода разговоры приходится слышать часто, но редко они оправдываются. А тут так все и случилось – это свидетельство профессионализма команды. Никита Михалков после премьеры сказал, что этот фильм людям захочется посмотреть еще раз, и сегодня я действительно слышу от многих: я видел «Движение» уже два раза.
– Непосредственно в рабочем процессе Михалков участвовал?
– Видел на площадке Никиту Сергеевича не раз, но не знаю, насколько активно он помогал.
– Исполнители ролей баскетболистов действительно ребята высокие или тут какие-то хитрости были при съемках?
– Да все они под два метра ростом, хотя тонкости тоже были – в некоторых эпизодах в специальной обуви на платформе снимались. Мы говорили: вон парни наши на лабутенах пошли.
– А как вы попали на этот фильм?
– Это вообще в чем-то удивительная история – меня приглашали на этот проект в течение трех лет. Сначала пришло приглашение на электронную почту, смотрю – что-то про баскетбол. Я хоть и человек спортивный – юношеский разряд по плаванию, профессионально занимался единоборствами, – но ехать ради этого в Москву? Тем более что были съемки как раз. Через год уже другие люди звонили, приглашали, тогда впервые услышал название «Движение вверх», но так до них и не добрался. А еще через год снова звонок: «Так вы не согласитесь у нас сняться?» Я еще удивился: вы разве еще фильм не запустили? Да и какой из меня баскетболист? Оказалось, вышла у них задержка, а мне роль врача предлагают – пробы сразу прошел.
– Почему именно вас так хотели?
– Мне сказали: продюсеры меня приметили, вот и были так настойчивы.
– Ни с кем из медицинского штаба той сборной не общались?
– Нет, но врач всегда был на съемочной площадке, за профессиональными советами к нему обращался, что-то в Интернете смотрел, в медицинскую литературу заглядывал, как действовать, если у игрока растяжение, как заморозка делается – по несколько дублей делать приходилось.
– А про матч 1972 года знали до съемок?
– Пару раз натыкался в Интернете на видео с этими тремя секундами, но в подробности никогда не вникал. Никаких подробностей не знал практически до съемок. Сценарий мне даже по электронной почте отказались пересылать, чтобы он в Интернет случайно не уплыл. Так что прочитал его перед первым рабочим днем.
– Вы были в курсе, что родственники Владимира Кондрашина и Александра Белова недовольны сценарием?
– Пока шли съемки, ничего не знал. Буквально за две-три недели до премьеры попросили подъехать и переозвучить некоторые фразы. В основном это касалось того, что Кондрашина заменили на Гаранжина. Поинтересовался, в чем дело. Мне сказали, что у родственников есть претензии, но глубже я не вникал. Когда уже посмотрел фильм, то увидел, что нет многого из того, что читал в сценарии и что даже было снято. В том числе и с участием моего персонажа. Причем не стало некоторых замечательных, на мой взгляд, сцен. Например, награждения олимпийскими медалями, на которое не явились американские баскетболисты. Или вот Александр Белов свадебное платье дарит невесте, а того, как он это платье провозит из-за границы – там очень интересные сцены были, – в фильме нет. Наверное, как раз потому, чтобы кого-то не обидеть и чтобы не было лишних вопросов, не ворошить прошлое. Возможно, что-то не попало из-за хронометража. Так что интересно было бы посмотреть режиссерскую версию, если она сохранилась, там часа на четыре, наверное, будет.
Не удивлюсь, если на волне успеха Никите Сергеевичу придет в голову версию для телевидения сделать.
– Рассчитываете ли вы на какой-то дополнительный гонорар уже сейчас, раз «Движение» бьет рекорды по кассовым сборам?
– Только на моральный: меня активно поздравляют с тем, что фильм поднял 2 миллиарда. Это в Голливуде идет процент от проката, в России такое не принято – нет актерского профсоюза.
– Но для вас в финансовом плане это тоже самый успешный проект в карьере?
– Да нет, пожалуй!
– За роль Ленина в последней экранизации «Хождений по мукам» больше заплатили?
– Это не совсем подходящее сравнение, там у меня буквально эпизодик. Это в «Мастерской» у меня главная роль в спектакле «Любовь и Ленин» – говорят, я сегодня единственный в стране актер, играющий Владимира Ильича в театре. А в кино у меня был куда менее нашумевший сериал «Игра с огнем» на НТВ. Но о деньгах я здесь не думал. Участвовать в проекте Никиты Михалкова, сняться вместе с Владимиром Машковым, Андреем Смоляковым, Маратом Башаровым – мы сдружились с ним за пару съемочных дней, он очень приятный, веселый человек – это было здорово оказаться в такой звездной компании.
Сергей Лопатенок