Прилично ли создателям «Тренера» использовать сюжет американцев

После хоккейной «Легенды № 17» и баскетбольного «Движения вверх» студия «ТриТэ» Никиты Михалкова решила снять кино про футбол. И сняла. В прокат фильм «Тренер», где Данила Козловский не только исполнил главную роль, но еще и дебютирует как режиссер, автор сценария и продюсер, выходит 19 апреля.

Почему про футбол – понятно. У нас главное событие после выборов президента – ЧМ-2018. Фонд кино, не без участия Министерства спорта, Российского футбольного союза и лично вице-премьера Виталия Мутко, профинансировал съемки художественного фильма «Тренер».

Сам Михалков попечительский совет Фонда кино, правда, покинул еще в прошлом году со словами: «Ухожу, потому что чувствую безответственность свою и, к сожалению, безответственность фонда, когда выходят картины, которые просто ничего не значат или которые что-то значат, но никто не знает, что с ними делать, когда выходят одновременно два блокбастера на одну тему и идет битва между каналами». Но это никак не помешало «Тренеру».

На главную роль назначен пять лет назад сыгравший хоккеиста Валерия Харламова петербуржец Данила Козловский, чье медийное лицо должно привлечь к футболу дам разных возрастов и степени упитанности. Прием, уже опробованный на «Легенде № 17». Впрочем, и футболиста Козловского уже играл – у Алексея Германа-младшего в «Гарпастуме».

Кстати, зенитовские болельщики во время телетрансляции матча «Краснодар» – «Спартак» заметили Козловского на трибунах в компании со спартаковскими боссами Вагитом Алекперовым и Леонидом Федуном. Петербуржцу Козловскому пришлось объясняться – что он не за «Спартак», а за личности в футболе.

Собственно, на стадионе в Краснодаре и шли съемки «Тренера». Одних только актеров массовки в фильме было задействовано  порядка 15 000 человек, в том числе настоящих футбольных фанатов, участвовало 200 профессиональных игроков, в частности Дмитрий Сычев, выступавший когда-то за сборную России. Для съемок было сшито более 5500 единиц спортивной формы, использовано около 500 мячей, сожжено около 3000 файеров.

Козловский  не только сыграл в фильме главную роль, но и выступил одним из продюсеров, а по ходу дела взялся и за режиссуру. «Изначально я развивал “Тренера” как продюсерский проект, думал, что приглашу режиссера, а сам буду играть и организовывать производство вместе с партнерами», – рассказывал Козловский. Но потом решил: зачем нам режиссер со стороны? Решающее слово, как уверяют, сказала актриса  Ольга Зуева (тоже в фильме играет), с которой Данилу Козловского связывает вроде бы нечто большее, чем  совместная работа.

Но и на режиссуре Козловский не остановился – он числится и среди авторов сценария. К сценарию как раз есть вопросы. Очень много параллелей с «Могучими утятами», американской лентой 1992 года, которая  входит в топ-25 лучших мировых спортивных кинодрам. Там, в американском фильме, героя, любившего хоккей в детстве, но не сумевшего продолжить карьеру из-за нереализованного буллита, арестовывают за вождение автомобиля в пьяном виде. Приговаривают к общественным работам, и он начинает тренировать подростковую команду, которая добивается одной победы за другой.

В нашем «Тренере» футболист национальной сборной в исполнении Козловского не забивает пенальти, в расстроенных чувствах вступает в конфликт с полицией, в итоге завязывает с футболом, но становится тренером провинциального клуба и снова имеет с ним успех.

Естественно, в обоих фильмах присутствует и любовная линия, разве что в «Тренере» есть еще и женщина-президент футбольного клуба в исполнении Ирины Горбачевой, на днях получившей «Нику» за лучшую женскую роль в «Аритмии» Бориса Хлебникова. Ее героиня амбициозна и хорошо образованна, но всерьез ее никто не воспринимает, потому как она не разбирается в футболе, – явный отсыл к Ольге Смородской, еще недавно возглавлявшей московский «Локомотив».

Петербургский кинокритик Алексей Дунаевский, впрочем, не видит криминала в сценарных совпадениях. В художественном кино на спортивную тематику заимствования – обычное дело, и даже в нашумевшем «Движении вверх» можно обнаружить параллели с «Миражом на льду», голливудским фильмом о подготовке сборной США к Олимпийским играм 1980 года, где американские студенты сенсационно обыграли непобедимую в те годы хоккейную сборную СССР.

А тем временем в России начинают снимать еще одно футбольное кино: режиссер Алексей Учитель работает над фильмом о советском футболисте с трагической судьбой – Эдуарде Стрельцове. Студия «Рок» рассчитывает на получение государственной финансовой поддержки со стороны Фонда кино, но в любом случае это кино покажут уже после ЧМ-2018. А до него на ТВ может появиться восьмисерийный сериал о том же Стрельцове «Под созвездием Стрельца».

В производстве находится и художественный фильм «Вратарь моей мечты» о Льве Яшине. Его премьеру авторы хотят приурочить к открытию этим летом после реконструкции московского стадиона «Динамо».

Косвенно оказался причастен к футбольной лихорадке Ленфильм – на его базе съемочная команда из Голливуда снимала финальные сцены фильма «See you soon». Это история про Золушку. Главная героиня – мать-одиночка из Петербурга – знакомится с футболистом из США. В одной из небольших ролей снялся бывший футболист «Зенита» Владислав Радимов.

Сергей Лопатенок