Как я работала репетитором в Петербурге

Пока я не стала работать репетитором, я не догадывалась, насколько это востребованная профессия. По ощущениям: почти каждый школьник в Петербурге занимается с одним или несколькими репетиторами.

 К репетиторам бегут перед экзаменом, контрольной, с домашним заданием или чтобы в целом улучшить оценки. И это только школьники, а есть еще взрослые, которым тоже много чего от репетиторов надо. Итак, откуда берутся репетиторы, чему и за сколько они учат – исходя из личного опыта.

Про репетиторов

Репетиторами в основном становятся, когда нужны деньги, но нет времени их заработать. Больше половины репетиторов – студенты или недавние студенты (остальные – преподаватели школ и вузов). На момент, когда я решила поискать себе учеников, мои друзья-студенты преподавали уже несколько лет.

Преподают репетиторы все: математику, физику, химию, фотографию, рисование и т.д. Но чаще всего языки, начиная с русского.

Вот и я, зайдя на сайт Spbrepetitor, чтобы зарегистрироваться, указала в анкете (помимо опыта, образования и стоимость часа занятий), что преподавать могу не только английский, но и русский язык. Потом заполнила такую же заявку на Avito и стала ждать.

От русского языка пришлось отказаться почти сразу. Мне позвонила женщина и сказала, что ее племяннику нужна помощь с русским языком. Племяннику было 29 лет, он приехал из какой-то арабоязычной страны. Я решила поговорить с самим учеником – оказалось, что говорит он сносно, но с ошибками. Ему нужно было подтянуть русский язык, чтобы устроиться на работу в охранное предприятие. Мы договорились о занятии за 500 рублей/час, дату решили назначить позже.

29-летний ученик долго не перезванивал, и за два месяца я нашла 5 учеников – всех по английскому. Когда он позвонил, я отказалась от занятий. Потому что к каждому занятию нужно готовиться. Преподавание второго языка  требует отдельной подготовки, это не очень удобно.

Своих пятерых учеников по английскому я нашла разными способами. Сайт Spbrepetitor  мне ни разу не помог, а Avito принес первого ученика. Его зовут Рома, сейчас ему 11 лет. Мы занимаемся уже два года. Рома живет в десяти трамвайных минутах от «Ладожской». Ездить к нему мне очень далеко, но от первого ученика я не могла отказаться  – вдруг второго не будет. Рома учится в школе с углубленным изучением английского. На момент начала занятий у него была самая низкая успеваемость по языку в классе, а родители, не зная английского, помочь ему не могли.

Все родители жалуются на одно и то же: в школе все проходят галопом по европам, и дети не понимают, что именно они прошли. Считается, что в 3 классе школьники уже знают основы английской грамматики, все времена, обороты, артикли и так далее. Соответственно, домашние задания и контрольные работы требуют эти знания проявить. А дети не могут даже перевести формулировку задания к упражнению (учебники составляются на английском со 2 класса). Как следствие, без репетитора в школе мало кто учится.

Про уроки

Знакомство с новым учеником  – это всегда очень страшно. Нужно понравиться и родителям, и ребенку, плюс адекватно оценить его знания и сообщить об этой оценке так, чтоб никого не обидеть (слова вроде: «Ваш сын не может связать даже два слова, и вообще у него ужасное воспитание», – произносить не надо). Желательно тут же изложить свою методику работы, даже если ее еще нет.

Обычно урок проходит тет-а-тет с учеником, в отдельной комнате, родители не вмешиваются в процесс. Но Рома – исключение. Он живет с родителями в маленькой однокомнатной квартире, и у нас почти семейные уроки: пока мы занимаемся, родители рядом и все слышат. Это плюс, ребенку приходится вести себя адекватно. И минус, так как репетитору приходится делать то же самое.

Поначалу мы проводили два урока в неделю: один тратили на школьные домашние задания, второй – на изучение грамматики, чтение, игры и просмотр мультфильмов. Играть нужно обязательно: если ребенку меньше 13-15 лет, его внимания хватает минут на 40. Потом он начинает сползать под стол, ронять ручку и протестовать другими способами.

Игры придумываются прямо на ходу: можно составить кроссворд, загадать загадки сделать зарядку. Роме больше всего нравилась игра, для которой нужно выбрать любые 5 игрушек, запомнить, какого они цвета, а потом с закрытыми глазами угадать на ощупь, что за игрушка, и назвать цвета. Когда цвета выучил, можно придумать игрушкам имена, возраст, занятия и т.д.

После того, как маму Ромы сократили на работе, мы занимаемся один раз в неделю.

Идеальный вариант – когда ученики начинают воспринимать уроки как игру. В таком случае они ждут урока. Но даже ради игры дети не любят делать домашние задания. Я уже составила реестр хитростей, к которым они прибегают. Самый распространенный прием: «Я потерял тетрадь и не смог сделать домашнее задание». Обычно в этой же тетради оказывается потерянной вся пройденная грамматика.

Самый уникальный способ продемонстрировал Рома. Однажды мне позвонила его мама и говорит: «Мы никак не можем понять, что написано в задании, – никак нельзя разобрать!» Когда я пришла и открыла тетрадь, я тоже ничего не поняла: буквы были изменены так, что понять ничего невозможно. Скажем, «я хочу прочитать эту книгу» превратилось в «я юону рдбнитдты отх нначу». Рома уверял меня, что не имеет к этому отношения. Вывод: для домашнего задания нужны отдельные тетради, и они  должны храниться у родителей.

Про учеников

Остальные ученики нашлись через сайт Научи.ру (подобных ресурсов несколько). После регистрации сайт сам ищет вам подходящих учеников (они регистрируются там же). Заявка на репетитора приходит на e-mail или телефон. Такие же заявки получают все репетиторы, так что важна скорость реакции. Надо всех опередить и подтвердить заявку на сайте. В ответ вам пришлют телефон ученика. Кто первый звонит – тому ученик обычно и достается. Хотя пару раз мне отказывали, даже когда я была первой: сначала потому, что искали женщину постарше, с опытом работы в школе, в другой раз – потому что нашли репетитора рядом с домом (а заниматься хотели именно у репетитора).

Особенность этого сайта в том, что спустя 5 занятий вы должны оплатить в банке полученную помощь в размере стоимости одного занятия. Представители сайта контролируют все довольно строго: звонят вам и спрашивают, прошло ли 5 занятий, затем звонят родителям ученика с тем же вопросом, уточняют, сколько стоит занятие и устраивает ли их работа репетитора. Однажды я тянула с оплатой около месяца – и мне начали звонить и напоминать: сначала через день, потом каждый день, потом по несколько раз в сутки.

Ученики бывают разные. Мне, например, достались такие.

Саша и Алина, им на момент начала занятий было 7 и 5 лет. Они живут в Озерках. Занимаются акробатикой, а их родители работают в полиции. Мы проводим занятия по воскресеньям, потому что в другие дни все заняты.

Урок с ними – это балаган!  Приходится играть почти постоянно, поскольку  они совершенно не способны сидеть на месте. Только если нужно рисовать или писать, их можно усадить за стол. Часто урок заканчивается 10-минутной игрой в твистер – но на английском, чтобы запомнить руки-ноги, право-лево и так далее.

Тимур – их сосед, 13 лет, который нашелся сам. Он живет этажом выше, и потому мы с ним тоже встречаемся по воскресеньям. У него нет ни мотивации, ни знания языка, поэтому мы каждый раз учим заново нехитрые слова вроде «people» и «window».

Аня – ученица 9 класса, живет в 15 минутах от Ромы. Ее родители нашли меня через друзей и попросили подготовить ее к ГИА по английскому. Полгода мы готовились, а потом оказалось, что вместо ГИА будет экзамен по текстам из сборника. С тех пор наши встречи стали весьма нерегулярны.

Иногда очень хотелось отказаться от некоторых учеников. Сначала такое желание я испытала, занимаясь с Ромой. Я занималась с ним по самой низкой цене – 350 рублей/час – и не видела никакого прогресса. Но пока я раздумывала, мы успели друг к другу привыкнуть. Однажды, когда я уходила, он спросил: «А завтра вы придете?» И очень расстроился, что ждать меня придется еще неделю. И я решила потерпеть – и оказалась права.

Возможно, придется прекратить занятия с девятиклассницей Аней – она постоянно переносит занятия, и их эффективность уже приближается к нулю.

Про деньги

В целом же репетитора обычно ищут, чтобы: а) дети приносили хорошие оценки; б) дети сдали экзамен; в) просто выучить язык. Третий случай – самый приятный. Подразумевается, что ученик сам хочет учить язык для того, чтобы на нем читать или говорить. Из пятерых моих учеников 8-летний Саша – самый мотивированный: ему действительно интересно.

Репетиторство – достаточно затратная для семейного бюджета статья расходов, особенно если заниматься чаще раза в неделю. Стоимость часа начинается от 400 рублей и выше. Я беру 500 за час и 700 за 1,5-2 часа. Но это не самые высокие репетиторские ставки.

Репетиторство считается видом предпринимательства, а значит, репетитор должен платить налоги. Однако подавляющее большинство репетиторов этого не делает, то есть работают незаконно. А учителям школ, например, вообще запрещено заниматься репетиторством. Но это в теории.

Налоговые службы ищут в Интернете нарушителей. Но бороться  с этим сложно: многие репетиторы вообще не пользуются никакими базами вроде сайтов Spbrepetitor или Nauchi и ищут учеников через знакомых или в школе.

Осенью 2013 года Минэкономразвития России предложил установить особый порядок налогообложения для самозанятых граждан – имеется в виду выдача патентов. Министерство предлагает покупать патент стоимостью тысяча рублей в месяц – это и будет альтернатива налога. Однако если можно работать без выплаты налога, мало кто от этого откажется.              

Анастасия Дмитриева