Про Суэцкий канал снова заговорили, когда контейнеровоз Ever Given на неделю перекрыл по нему движение, собрав пробку из 450 судов. Я проходил канал однажды – ничего сложного не заметил, разве что египтяне ведут себя неожиданно – забираются на судно и устраивают на палубе базар. Еще канаты воруют. Слава богу, не все, а только до чего могут дотянуться.
Через канал мы шли на дизель-электроходе «Владимир Арсеньев». Дело было в 1988 году, я туда попал радистом по распределению после академии имени Макарова в Ленинграде. Электроход был ледового класса, тогда принадлежал Дальневосточному морскому пароходству, через 10 лет его продали за границу.
- Дизель-электроход «Владимир Арсеньев» в 1988-м участвовал в операции «Прорыв» – в течение семи дней вызволял китов, застрявших в трехметровых льдах у побережья Аляски.
Мы шли на «Владимире Арсеньеве» из Италии в Таиланд, везли тапиоку – гранулы для корма птиц. Швартовались в порту Порт-Саид. И вот уже отходим, команда «отдать швартовы» – на причале появляются крепкие парни, они должны снять с кнехтов наши канаты. Но в руках у них появились мачете. Несколько взмахов – наши тросы обрублены. Швартовщики на причале измеряют, кто ловчее и кому больше каната досталось. Видимо, пенька очень нужна египтянам в их египетском хозяйстве.
Боцман был изначально мрачен, значит, такое каждый раз тут происходило. Потом наша палубная команда полдня плела новые петли для швартовки.
«Владимира Арсеньева» поставили головным судном в караван. В порту в аренду дали прожектор. Его мы должны были сдать в Суэце, на другой стороне канала. Это чтобы суда, идущие навстречу, нас видели. Укрепили прожектор на ходовой мостик, но не довезли арендованную технику до Суэца. Ночью прожектор загорелся. Хоть и мощный был, но некачественный, Пожар потушили.
Пока медленно шли по Суэцкому каналу, судно оккупировали местные торговцы – на своих шконках они подплывали к судну, а борта у «Владимира Арсеньева» невысокие – толпами забрались к нам на палубу. Пользовались приспособлениями вроде багров, и лодки на них свои подвешивали. Но борта не портили.
На палубе они расстелили коврики, поставили палатки, жили целыми семьями, торговали всякой ерундой. Выгнать мы их никак не могли – драться с ними что ли? Когда пожар с прожектором случился – не испугались, не стали прыгать за борт. И только перед Суэцким заливом исчезли.
А так хороший канал: с одной стороны Азия, с другой – Африка. Впереди – Индийский океан.
Дмитрий Чернец
- В 1988-м ледокол «Адмирал Макаров» и дизель-электроход «Владимир Арсеньев» доставили в Арктику последнюю советскую дрейфующую станцию – Северный полюс-31.