Каких дольщиков считать обманутыми, а каких – нет

Грозит ли Петербургу кризис перепроизводства жилья? Что делать с обманутыми дольщиками? Об этом  мы говорим с председателем правления Северо-Западной палаты недвижимости Павлом СОЗИНОВЫМ, модератором пленарного заседания Всероссийского жилищного конгресса.  

 Обманутая доля и доля обманутых

 

– На конгрессе говорили, что в России 130 тысяч обманутых дольщиков. А сколько  в Петербурге?

– Не комментирую цифру 130 тысяч. В Петербурге цифра варьируется около отметки 10 тысяч. Проблема в том, что нет четкого критерия, кого считать обманутым дольщиком, и создать его не удается. Потому что дом не сдан в срок? Но у нас дома вообще не сдаются в срок.  В России ничего не бывает в срок.  То есть любой дольщик заведомо обманут.

– Кого тогда официально считают обманутым дольщиком?

– На практике применяются такие критерии: просрочка полгода и больше, решение суда, о том, что данный застройщик не сможет сдать объект, и т.д. Но главная проблема в том, что создание госреестра таких дольщиков не влечет для них помощи ни от кого.

– Эксперты говорят, что изменения в закон о долевом строительстве, которые вступают в силу 1 июля 2018 года,  закроют этот бизнес для всех компаний, кроме самых больших. Эта для потребителя плохая или хорошая новость?

– Снова, если упрощать: цена на жилье, конечно, вырастет, и существенно, но сроки и выполнение обязательств застройщиками будут соблюдаться. За безопасность придется дорого платить.

– Можно ли заранее отличить злой умысел застройщика, укравшего деньги дольщиков, от ошибочных действий без такого умысла?

– Таких признаков не существует. Никогда вы этого заранее не узнаете.

– Поэтому снова звучит предложение запретить долевое участие и разом избавиться от всех проблем?

– Понимаете, есть дольщики и есть дольщики. Одни – это инвесторы, которые хотят заработать на росте стоимости жилья. Другие – нуждаются в улучшении жилищных условий.

На мой взгляд, надо их разделить. Упрощая: дольщики-инвесторы должны получить право не на квадратные метры, а на ценные бумаги, привязанные к рыночной стоимости 1 кв. метра после завершения строительства. Либо выиграл, либо проиграл.

Дольщики-нуждающиеся должны документально подтвердить свои потребности, и тогда государство должно найти способ гарантировать им своевременное получение жилья.

– Как же разделить этих дольщиков по типам?

– Существует единый реестр собственников жилья, известно, кто чем владеет. Так что намерения легко установить.

– На форуме говорилось, что ипотечный кредит получает один из четырех просителей. В качестве альтернативы предлагалась  схема ЖСК. Но откуда взять пай, если денег нет?

– Давайте по  порядку. Первое. Почему вы решили, что денег нет? Банк не дает кредит и тому, кто не может подтвердить происхождение денег, а пайщик ничего не должен подтверждать.

Второе. Сложилась ситуация, когда ипотека отдельно, а долевое строительство отдельно. Человек, даже получивший ипотечный кредит, выходит на рынок долевого  строительства со всеми его рисками…

– Чем ЖСК лучше?

– Ничем, если реализуется схема, в которой есть пайщики, желающие получить жилье, и застройщик как еще один пайщик.

– Какая тогда схема хорошая?

– Сразу оговорюсь: то, что я сейчас предложу, должно касаться только нуждающихся в жилье. Поскольку государство несет ответственность за их благополучие, оно вполне в состоянии создать систему стройсберкасс, давно апробированную в других странах.

– В чем ее суть?

– В том, что вместо застройщика пайщиком такого ЖСК выступает государство. Оно вносит в качестве своего пая сумму, недостающую для строительства дома. Например, в виде кредита остальным пайщикам – частным лицам  под низкий процент. После получения жилья люди будут в состоянии расплатиться по этим кредитам.

Скажу больше: возможно, пайщики примут решение отказаться от услуг застройщиков.

– И что надо, чтобы такая схема заработала?

– Если государство создаст для такого строительства специализированные государственные компании. На мой взгляд, если грамотно выстроить всю банковско-строительную схему, то для государства она не окажется суперзатратной. Напомню, что в России возводится 100 млн кв. метров жилья в год с  участием денег граждан.

 

Жилищное перепроизводство

 

– Есть прогнозы, что рынок нового жилья в Петербурге и окрестностях близок к насыщению.

– В огромных массивах вокруг КАД скапливается огромное количество предложения, которое реализуется с большим трудом. Качественного жилья в удобных, благоустроенных районах Петербурга предлагается мало. И там оно будет востребовано всегда.

– Но в удобных районах не будет самого востребованного дешевого жилья эконом-класса?

– Почему? Оно может быть построено с помощью программы реновации.

– Которая успешно провалилась в Петербурге.

– Подождите, та программа расселения хрущевок была частной, а должна быть государственной. Хрущевки надо сносить.

– Их жители против такого подхода.

– С ними надо вести работу, доказывая им, что бетонные панели выбрали срок службы и могут рассыпаться. Кто будет отвечать? Городские власти?  Другое дело, что людям надо гарантировать: они будут жить в том же месте, но не в 5-этажном, а в 8-этажном доме.

Три этажа повышения хватит, чтобы покрыть расходы?

– Единого рецепта нет, надо считать все. Например, требуется ли подведение новых электрических мощностей. Но я не вижу другой альтернативы созданию массового комфортного по всем параметрам жилья, кроме  реновации кварталов первых советских массовых серий.

 

Риелтор по закону

 

– Спор давно идет, нужен ли закон о риелторской деятельности. В чем суть проблемы?

– Около 15 лет ведутся дебаты. Ни в одном нормативном документе нет определения профессии риелтора. Предполагается, что это посредник, предоставляющий определенные услуги. Но как определить, что это именно риелтор, как регулировать их  деятельность, как войти в эту профессию, непонятно.

За это время было сочинено три законопроекта, которые даже добрались до Госдумы, но не были приняты.

Группа депутатов и экспертов, куда я вхожу, завершает работу над новой версией. Если коротко: она содержит описание услуг, прав и обязанностей риелтора и клиента, предусматривает наличие реестра риелторов, который может вести СРО, но под контролем государства.

– Для потребителя такой закон означает, что, придя в риелторскую контору, он может потребовать от агента подтвердить полномочия?

– Здесь уместно сравнение с нотариусом, который включен в государственный реестр: он застрахован, а его нотариальная палата обязуется компенсировать потери на определенную сумму  в случае ошибки. Аналогично работают оценщики недвижимости.

Сейчас, приходя в риелторскую контору, вы не знаете, кто перед вами и на основании чего он действует. Надо вывести из тени всех агентов недвижимости.

– Почему крупным риелторам не нравится, когда их называют посредниками, и вообще они не видят смысла в принятии закона?

– Не буду загружать вас юридическими подробностями. Они считают, что раз действуют на основании договоров, прописанных в ГК РФ с соответствующей ответственностью, то этого достаточно.

Но существуют информационные и консультационные договора,  которые позволяют иным риелторам не отвечать  за свои действия.

Короче говоря, мне непонятна такая  позиция риелторов: их  много, они активны и не хотят себя определить.

– Когда ваш законопроект попадет в Думу?

– Я рассчитываю, что в этом году. Когда он станет законом, зависит от депутатов. В идеале – весной  2018 года.

Вадим Шувалов