Картины, рекомендованные Дидро. И им забракованные. Французская живопись в Эрмитаже

Зачем идти в Эрмитаж смотреть выставку «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века»? Чтобы, посмотрев картины и скульптуры, проверить свои впечатления на текстах Дидро, философа, писателя, арт-критика, современника и друга многих авторов представленных произведений.

Наверняка, впечатления современного зрителя будут сильно отличаться от того, что восторгало, умиляло, сердило французского мыслителя.  И в этом замысел проекта – предложить публике подумать, насколько далеко она ушла от благородных идей эпохи Просвещения.

Для тех, кому интересны контексты, представлены произведения, которые выставлялись на Салонах до Дидро и после него. Таким образом, выставка состоит из трех основных частей.

Первая – картины, которые были описаны Дидро в знаменитом рукописном журнале «Correspondance». Он выпускался тиражом 10-15 экземпляров и рассылался по подписке европейским монархам. Дидро рецензировал Салоны, проходившие один раз в два года, в 1759- 1771 годах, а также в 1775-м и 1781-м. Итого, набралось девять статей.

Екатерина II была среди главных адресатов журнала, потом она покупала картины по рекомендациям Дидро. На выставке представлен выпуск журнала 1769 года, хранящийся в РГАДА (Архив древних актов). Как ни странно, после смерти императрицы, эти раритеты хранили небрежно, многие пропали, остальные разошлись по частным коллекционерам.

Вторая часть выставки – картины, которые участвовали в Салонах первой половины XVIII века. Придуманная тогда выставочная практика во многом сохраняется до наших дней.

Третья часть проекта – произведения, которые экспонировались на Салонах второй половины XVIII века, но не попали в рецензии Дидро.

Специальный раздел выставки – книги из библиотеки Дидро, купленной Екатериной II и находящиеся в РНБ.

Выбор «Города 812»

Жан-Батист Грез. «Паралитик» 1763.

Дидро: «Уже сам жанр мне по душе: это нравоучительная живопись. Картина хороша, подобных я еще не видел… автор особо искусно упорядочил сцену».

.

Этьен Морис Фальконе. «Нежная грусть (Тихая меланхолия)».1763.

Скульптор был другом Дидро, но эта работа не попала в его рецензии.

.

Франсуа Буше. «Рождество». 1758.

Дидро: «Богоматерь несказанно прекрасна, трогательна и полна любви. Я бы не рассердился, если бы мне подарили эту картину».

.

Жан Оноре Фрагонар. «Дети фермера». 1765.

Дидро: «Выгодное использованное отсутствие папы и мамы. Освещение эффектное».

.

Жан-Батист Грез. «Балованное дитя». 1765.

Дидро: «Прежде всего, не совсем ясен замысел полотна. Кто же, собственно, избалован, песик или ребенок? Все полотно немного тяжеловесно и переполнено деталями сверх меры… Голова ребенка выписана тончайшим образом, волосы еще воздушнее, чем обычно у Греза, а уж собака и вправду собака!»

.

Гюбер Робер. «Пейзаж с мостом и статуей в нише здания». 1767.

Дидро: «Постройка справа, статуя, бассейн, берег – красочна и эффектна. Остальное – блекло, бледно, серо, безлико, будто работа ученика, плохо завершившего начатое мастером.

.

Гюбер Робер. «Бассейн, окруженный колоннадой». 1765 – 1767.

Дидро: «Лишь магия живописи может сделать такой сюжет выигрышным. И Роберу это удалось. Его картина очень хороша».

.

Никола Бернар Леписье. «Портрет семьи Леруа, слушающей чтение Библии». 1766.

Дидро: «Надо видеть до чего холодны все эти люди, как мало вложил художник ума и мысли в эту однообразную сцену. Священник поднял руку, как бы произнося речь, но уста его безмолвствуют. Его сутана, падающая жесткими складками, должно быть изготовлена каким-нибудь неискусным резчиком по дереву, она и не побывала на ткацком станке…Эта недостойная мазня вызвала одобрение зрителей».

.

Жан- Батист Симеон Шарден. «Натюрморт с атрибутами искусств». 1766.

Картина создана по заказу Екатерины II и сразу попала в Россию. На Салоне 1767 года экспонировалось авторское повторение.

Дидро: «Но та совершеннее».

.

Жан-Батист Симеон Шарден. «Натюрморт, изображающий барельеф Бушарона «Осень». 1770.

Дидро: «Иллюзия  скульптуры – главное достоинство картины».

Жан-Батист Лепренс. «У хироманта». 1775.

Дидро: «Поистине, божественное полотно. Оно просто сводит меня с ума, хоть плачь. Что за обольстительные краски и какое прелестное выражение лица молодой женщины!».

Выставка работает по 17 марта 2024

Борис Вадимов