Под Новый год Эрмитаж по традиции показывает в Зимнем дворце выставку из собрания своего отдела «Музей Императорского фарфорового завода». Девятнадцатое издание проекта посвящено времени хрущевской оттепели, когда в СССР не только разоблачали «лучшего друга художников», но и познакомились с современным западным искусством.
На выставке – около 150 предметов, созданных в 1950-е – 1960-е годы (это музейные вещи) и еще около 90 современных произведений на оттепельные темы, они принадлежат либо художникам, либо императорскому заводу.
Как рассказала «Городу 812» Ида Шик, куратор проекта, в те годы, которым посвящена выставка, по тиражам было принято деление фарфора на уникальный (один или несколько экземпляров), серийный (тираж в несколько сотен) и массовый (в несколько тысяч). Первый шел на выставки, а потом попадал в музей, два других поступали в продажу. Установить по документам, какой тираж имело то или иное изделие, удается далеко не всегда. Например, известно, что ваза «Кристалл» Владимира Семенова была выпущена тиражами: 1 тысяча (1958), 3 тысячи (1962), 10 тысяч (1963), 15 тысяч (1964). Последний год, как известно, был финалом хрущевской оттепели.
Выставка работает до 4 апреля. Но до 10 января Эрмитаж, как и другие музеи, закрыт для посетителей.
«Город 812» составил свои Топ- 6 оттепельного фарфора и Топ -2 современного.
Топ-6 оттепельного фарфора
Специальное упоминание. Скульптура «На пляже (Обнаженная с полотенцем») (1964). Автор модели – Ефим Гендельман, роспись – Елизавета Лупанова. Полный реабилитанс естественного поведения.
Пятое место. Сервиз «Весенние тени» (1959). Форма – Владимир Семенов, роспись – Нина Славина. Рисунок омажирует абстрактному экспрессионизму, и был навеян автору солнечным весенним днем во дворе Ленинградского фарфорового завода.
Четвертое место. Сервиз «Новостройки (Ленинград строится)» (1966) . Форма – Анна Лепорская, роспись – Антонина Семенова. Суперпопулярная в те годы песня «Голубые города» Андрея Петрова и Льва Куклина – о той же романтике строек. В духе времени – великих строек социалистического жилья.
Третье место. Сервиз «Контраст» (1959). Форма – Владимир Семенов, роспись – Нина Павлова. В те годы «оп-арт» и имя Виктор Вазарели было известно узкому кругу профи. Фарфористы двинули их в массы.
Второе место. Сервиз «Праздничный» (1963). Форма и роспись – Эдуард Криммер. Замечательный образец минимализма, времени реабилитации кибернетики, а также поиска образов «знаковых систем» (этим много занимался художник Юрий Злотников).
Первое место. Ваза «Кристалл» (1957) Владимир Семенов. Изысканное сочетаний формы и черного цвета принесло автору «Гран-при» на Всемирной выставке в Брюсселе (1958). На той самой, где построили «Атомиум». А это серьезный дизайн.
Топ -2 современного фарфора
Специальное упоминание. Сервиз «Ева» (2020). Автор – Иван Фролов. Строго говоря, сервиз посвящен персонажу, который никак не связан с оттепельным фарфором. Но фигура совершено уникальная. Ева Александровна Штриккер, она же – Ева Цайзель (1906-2011) родилась в Будапеште, начала карьеру в Берлине. В 1932 – 1933 годах работала художником на ЛФЗ. В 1935-м назначена художественным руководителем фарфорово-фаянсовой промышлености РСФСР. Через год арестована, провела полтора года на Лубянке и в «Крестах». Но в 1937 году ее освободили и выслали из СССР. Через год Ева Цайзель перебралась в США и сделала там успешную карьеру. МоМА регулярно показывает ее работы на дизайнерских выставках. В 2000 году Ева Цайзель приезжала в Петербург, создала для ИФЗ сервиз «Талисман».
Первое место. Композиция «Царица полей» (2020). Автор – Галина Белаш. Как не повезло кукурузе, которой в хрущевские времена засевали все и вся, так повезло нам, выбирающим между салатом «сухарики-кукуруза» и фарфоровым символом в царской короне.