Только один раз в этом сезоне матч «Зенита» показали в прямой трансляции по бесплатному телеканалу «Матч». Все остальные игры болельщики могли видеть только за деньги на платном канале. Прежде такая история вызывала большой скандал, власти вмешивались, бесплатные трансляции начинались. А сейчас – нет. Что изменилось?
Все началось с того, что в отечественном футболе случился ребрендинг. Российская футбольная премьер-лига убрала из своего официального названия слово «футбольная». Теперь название у нас – полная калька с английской лиги, разве что играют там лучше. Новый логотип разработала студия Артемия Лебедева. Прежде это был футбольный мяч с картой России, теперь на эмблеме медведь в цветах российского флага, вписанный в пятиугольник классического футбольного мяча. Есть и другие фишки, но рядового болельщика по большому счету коснулось только одно новшество – эксклюзивные права на показ матчей РПЛ в течение четырех лет по контракту с «Матч ТВ» и «Газпром-Медиа» получил специально созданный платный канал «Матч Премьер».
«Матч ТВ» – бесплатный канал, который есть дома у каждого, транслирует из восьми матчей тура только два, причем не обязательно центральных. Скорее наоборот, выбор падает на пары вроде «Ахмат» – «Енисей» или «Урал» – «Краснодар». Болельщикам сразу дали понять: хотите смотреть «Зенит», ЦСКА и «Спартак» с «Локомотивом» – платите деньги, как это принято в Европе, где бесплатный футбол по ТВ – нонсенс, а продажа телевизионных прав – один из основных источников существования футбольных клубов.
По тем же правилам хотят жить и наши клубы, но при этом не стесняются использовать средства из местных бюджетов и государственных корпораций. И забывают, что футбол не так популярен у нас, как в европейских странах, где за «Барселону», «Баварию» и «Ливерпуль» готовы платить любые деньги. У нас футбол хоть и считается спортом № 1, все же не так популярен, а уж к платному контенту отношение совсем иное – даже 219 рублей в месяц выкладывать за возможность подключить канал с футболом для большинства непривычно. А в Петербурге, где велика доля пожилых болельщиков, болеющих за «Зенит», это еще и отчасти социальный вопрос. Добраться до нового стадиона для людей в возрасте, кстати, тоже проблематично. Даже после открытия станции метро «Новокрестовская» – полтора километра пешком до входа на стадион, до получаса в очереди на контроле, а потом ровно сто ступенек до входа на трибуны. После футбола предстоит еще обратная дорога, а никаких шаттлов, как на ЧМ-2018 и перед ним, больше не предлагают.
Так что воскресный выбор телевизионщиков в пользу трансляции из Петербурга матча «Зенит» – «Спартак» – попытка хоть как-то притушить народное недовольство отсутствием футбола на ТВ и избежать ситуации 2007 года.
Тогда, в 2007-м, в бытность Виталия Мутко президентом РФС, тоже хотели воспользоваться мировой практикой и оставить страну без бесплатных трансляций (все права на показ тогда были у НТВ+), но в дело вмешался Владимир Путин. Стоило ему произнести лишь пару быстро ушедших в народ слов: «Что-то там намутили с футболом», как трансляции возобновились в полном объеме.
Попытки перевести футбол на платные рельсы предпринимались и позже, правообладателями трансляций чемпионата России были многие каналы, в том числе непрофильные вроде РТР и НТВ, но всякий раз рейтинг футбола оказывался невелик и приходилось придумывать что-то новенькое. Тем не менее вникать в ситуацию (и не раз) приходилось и Георгию Полтавченко. Например, пять лет назад премьер-лига организовала новую структуру под названием «Лига-ТВ», которая занималась телетрансляциями и пыталась зарабатывать на этом. Возглавлял ее, кстати, Илья Геркус, в то время сотрудник ФК «Зенит», ныне президент московского «Локомотива». И когда петербургский канал 100ТВ не смог договориться о трансляциях с «Лигой-ТВ», губернатор заявил, что он «категорически не поддерживает инициативу футбольных менеджеров о коммерциализации футбола» и был в конце концов услышан. А Геркус в свое очередь был вынужден публично жаловаться на административное давление и ставить в пример Москву, которая спокойно пережила даже отсутствие трансляции такой игры, как ЦСКА – «Спартак».
Была история с организацией телетрансляций «Зенита» на смольнинском телеканале «Санкт-Петербург». Тогда за неделю до старта чемпионата России появилось открытое письмо деятелей культуры и спорта на имя Георгия Полтавченко с просьбой не допустить прекращения бесплатных трансляций матчей «Зенита»: «По нашему убеждению, семейный просмотр матчей – обязательный ритуал, которого нельзя лишать футбольную столицу России». И тут же нашелся спонсор, оплативший права на трансляции матчей «Зенита» – ныне печально известная группа компаний «Сумма».
Но нынче ситуация несколько сложнее, дело не только в финансах. В нынешней схеме показа футбола «Матчем» просто не предусмотрена передача прав на трансляции региональным каналам.
«Матч Премьер» делает упор на наращивание абонентской базы подписчиков и ставит задачу выйти на самоокупаемость. Поэтому новые владельцы прав на телетрансляции отказываются предоставлять региональным каналам сублицензии – именно по ней канал «78» показывал еще этой весной матчи «Зенита». На данный момент у телевизионщиков на местах нет права показывать даже фрагменты матчей чемпионата России – видео забитых мячей или опасных моментов. «Матч ТВ» запрещает пользоваться картинкой в любом объеме (сложности возникли даже у популярной программы «Футбольная столица» Геннадия Орлова на НТВ, имеющем непосредственное отношение к «Газпром-Медиа») и занимает более жесткую позицию.
«Можно, конечно, продать сублицензию и получить фиксированную сумму, – говорят бизнесмены от телетрансляций. – Но правильнее другой путь – постепенно расширить базу платных абонентов, которые будут приносить доход на длительном промежутке времени. Мы наращиваем эту базу, и нам нужны новые подписчики». Столь жесткая позиция, правда, может быть вызвана и тем, что интерес к покупке сублицензии проявили только Казань и Петербург, а именно на эти города и возлагается «Матчем» основная надежда в плане набора новых подписчиков.
Другое дело, что подписчиков пока не слишком много, и как только «Матч Премьер» убедится, что их число не растет, он, наверное, захочет поделиться сублицензией с любым желающим, чтобы хоть что-то заработать.
Вариант с «Матч Премьером», между прочим, был не единственным. Премьер-лига имела предложение на показ матчей от Первого канала, где бесплатно показали бы 30 матчей (по одному из каждого тура), остальные доставались бы каналу «Наш Футбол». И в этом варианте оговаривалась возможность продажи трансляций региональным каналам. Этот вариант обсуждали пять крупнейших клубов – ЦСКА, «Спартак», «Зенит», «Локомотив» и «Краснодар». И он не прошел. «Зенит», кстати, был против.
Удивляться тому, что руководство «Зенита» не привлек вариант, при котором петербуржцы могли бы получить трансляции на местном канале, не стоит. Клубу надо заполнять стадион на Крестовском, который едва ли не в три раза больше прежнего, и каждый оставшийся дома болельщик – это минус в клубной кассе.
Сергей Лопатенок