В Петербургской театральной библиотеке открылась выставка «Храним и приумножаем». Пафосное название не должно отталкивать. Библиотеке стукнуло без малого 265 лет. Она – ровесница Александринского театра и всего на шесть лет моложе ярославского Театра имени Федора Волкова – старейшей в России профессиональной труппы.
Помимо пьес, в том числе, рукописных режиссерских экземпляров с автографами, например, Антона Чехова, и книг о театре, библиотека собирает сценографию – эскизы костюмов и декораций. И это правильно. Фонды даже больших музеев небезразмерны, свидетельства современников субъективны. Видео и аудиозаписи спектаклей остаются экзотикой, уже не говоря о том, что постановка на сцене и ее видеоверсия – две большие разницы.
«Храним и приумножаем» показывает 62 эскиза 34 художников. Они созданы с 1948 года до наших дней, а приобретены за последние десять лет. Всего в библиотеку поступило 400 рисунков.
Выбор «Города 812»
Татьяна Бруни. Костюм танцовщицы, балет «Дон Кихот», Кировский театр, 1952.
Легенда сценографии. Дебютировала в балете «Болт» Шостаковича (1931). Работала более полувека, дожила почти до 100 лет.
Завен Аршакуни. Сценография к балету «Гаяне» в постановке Бориса Эйфмана. Малый оперный (ныне – Михайловский) театр, 1972.
Классик левого ЛОСХа, приглушает свойственную ему экспрессию для выполнения общей задачи. Сюжет балета вполне соцреалистический.
Эдуард Кочергин. Эскиз к «Истории лошади» БДТ. 1975.
Спектакль настолько знаменит и неповторим, что теперь важна любая деталь про него. Художник помечает на листе: «Васька…шапка большая из трех сортов меха…рубашка очень широкая и длинная». Кому сейчас придет в голову делать шапку из трех сортов меха, чтобы показать, что ее носитель катастрофически беден.
Эмиль Капелюш. Эскиз к «Вишневому саду» для постановки в Сеуле.
Как еще может выглядеть чеховская помещица Раневская, да еще в постановке для западного глаза. Южная Корея – западная страна, если кто сомневается в экономгеографии.
София Азархи. Эскиз к спектаклю Анатолия Праудина «Сизиф и камень». Театр «Балтийский дом», 2000. (см. на заставке к тексту).
Известная художница изображает мифического героя, обреченного поднимать камень на высокую гору, в кандалах. Чтобы твердо знал свое место и не отклонялся от курса, предназначенного богами.
Вадим Шувалов