«Еврейские предки Ленина. Неизвестные архивные документы о Бланках» – так называлась брошюра доктора исторических наук Генриха Дейча, которая вышла в апреле 1991 года в нью-йоркском издательстве «Телекс». Летом 1991 года Дейч приехал из США в Ленинград – он хотел обнародовать собранные им материалы в СССР.
Ученик Дейча, Борис Колоницкий, направил его в редакцию еженедельника «Час пик», где я тогда вел полосу «Архив ЧП».
Я взял у Дейча краткое интервью и подготовил полосу, названную «Бланк особого учета, или Еврейские предки Ленина» (Час пик. 1991. 22 июля. № 29). Материалы полосы – это сокращенный мною текст брошюры, которую мы ксерокопировали, а я прямо на этой копии вычеркнул все, так сказать, лишнее, что не помещалось в полосу газеты.
Кстати, в конце брошюры Дейч поместил статью М.Штейна «Генеалогия рода Ульяновых», опубликованную в газете «Литератор» 12 октября 1990 г. ее главным редактором Германом Балуевым – в брошюре дата указана с ошибкой. (Интервью с историком-лениноведом Михаилом Штейном см. здесь).
Полоса имела успех. Редакция получила письмо «ветерана войны и труда» Евгения Николаевича Рухлядева (вполне символичная фамилия), который разволновался из-за столь необычной темы, весь советский период находившейся под строжайшим запретом, и написал, обращаясь к главному редактору «Часа пик» Наталье Чаплиной:
«Глубокоуважаемая редакция ЧП и ее главный редактор т. Наталия Чаплина!
С большой благодарностью мы, читатели-обыватели с антисемитским уклоном, прочитали Вашу статью, столь тщательно аргументирующую еврейский процент крови нашего бывшего вождя и кумира т. Ленина. Теперь-то всем стало ясно,откуда все зло! Ведь В.Ульянов не только имел процент еврейской крови, но и (цитируем) «он (дед-еврей), несомненно, должен был встречаться со своим внуком Владимиром Ульяновым, который с 1871 г. неоднократно бывал в имении своего деда в селе Кокушкино».
Ваша статья особенно ценна в наше столь спокойное время, когда все межнациональные конфликты решаются столь мирно и бескровно!
Эта статья, безусловно, даст новый толчок эмиграции жидомасонов, которые еще замешкались в принятии решения на отъезд. И прекрасно, не так ли?! Большое Вам спасибо!
Непонятно только, почему Вас волнует наличие еврейской крови у Владимира Ильича со стороны матери и совершенно не волнует, из какого коктейля она у него состоит со стороны отца – Ильи Николаевича. Этот вопрос Вам не хочется проанализировать, не интересно?
Желаем дальнейших творческих успехов на этом поприще. Несомненно, славные товарищи из об-ва “Память” выразят Вам свою благодарность».
Письмо Рухлядева точно отражает дух того времени, когда употребление слова «еврей» еще воспринималось как эксцесс и провокация, которая вызовет активность антисемитов и чуть ли не еврейский погром.
Кстати, вскоре весь этот материал перепечатал журнал «Кубань» (1993. № 5), идеология которого точно совпадала с идеологией упомянутого общества «Память».
О Генрихе Дейче
Генрих Маркович Дейч (1913 – 2003.) выпускник исторического факультета Ленинградского университета, доктор исторических наук, профессор русской истории, почетный консультант библиотеки Йельского университета. Работал в архивах и преподавал в высших учебных заведениях Ленинграда. Харькова, Казани и других городов.
Специалист в области поиска архивных документов (архивной эвристики). Автор свыше 150 книг, публикаций, брошюр и статей, в том числе «Отмена крепостного права» (1950), «Крестьянство Псковской губернии в конце XVIII и первой половине XIX века» (1957), «В. Н. Татищев» (1961) «Читая ленинские строки» (1957), «Псков» (1971), «Твой В. Ульянов» (1971), «Известное и неизвестное» (1986), «Все ли мы знаем о Пушкине?» (1989), «Ленинские штрихи к портретам друзей и противников» (1990).
С 1989 г. жил в г. Вест Оранж, штат Нью-Джерси, США.
- Семья Ульяновых. Слева направо: стоят – Ольга, Александр, Анна; сидят – Мария Александровна с младшей дочерью Марией, Дмитрий, Илья Николаевич, Владимир. Симбирск. 1879 год.
«Юридически есть основания называть Ленина евреем. Практически же он был русским».
Интервью с Генрихом Дейчем
Генрих Дейч: — Моя брошюра «Еврейские предки Ленина» вышла в свет в апреле 1991 г. в нью-йоркском издательстве «Телекс». Она не предназначалась для распространения в СССР, поскольку ряд лиц выражал опасения, что брошюра может быть использована антисемитами для их зловредной деятельности. И хотя я считал и считаю, что ученый не должен обращать внимание на всевозможные спекуляции, я, тем не менее, решил воздержаться от публикации брошюры в России.
Ряд обстоятельств заставил меня отказаться от первоначального решения. Вскоре после появления брошюры представитель анонимного советского издательства позвонил в «Телекс» и попросил позволения перепечатать брошюру в России. Получив отказ, звонивший заявил, что брошюра будет издана и без разрешения автора.
В июне мне сообщили о том, что в нарушение закона в Москве на Калининском пр. возле Дома книги какие-то молодцы продают ксерокс моей брошюры по 12-15 руб. за экземпляр. Уже одно это побудило меня отказаться от своего первоначального решения и издать брошюру в России.
Приехав в командировку в СССР, я был потрясен обилием клеветнических и невежественных публикаций, направленных на дискредитацию Ленина. Это обстоятельство убедило меня в том, что публикация любой объективной научной информации о Ленине является обязанностью ученого независимо от того, нравится это кому-то или нет.
Хотя публикации в последние годы ряда мемориалов и документов показали несомненные ошибки и просчеты Ленина в теоретической и практической деятельности, Ленин по-прежнему остается для меня одним из самых замечательных людей, бескорыстно стремившихся к лучшему будущему человечества. Вот почему я считаю кампанию клеветы и охаивания его личности не только антинаучной, но и аморальной.
М. Золотоносов: – А сам Ленин знал о том, что его дед был евреем? И знало ли об этом его окружение?
Г.Д.: — Мне кажется, что Ленин об этом не знал. Но если бы и знал, то это не изменило бы его поведение. В окружении его это никогда не было темой разговоров, никогда. Это в принципе не было темой разговоров.
М.З.: — Вы говорите и пишете о сомнениях, которые испытывали перед публикацией. Я думаю, что ученому следует всегда думать только об истине. Тем более, что в данном случае неопровержимые доказательства служат демистификации всей проблемы. По-моему, документы и сделанный вами вывод о том, что дед Ленина принял православие нс позднее 1820 года, говорят о том, что о еврейском самосознании у деда не могло быть и речи. Ленин же и вовсе был вполне русский человек — по культуре, воспитанию, самосознанию. Не так ли?
Г.Д.: — Юридически есть основания называть его евреем. Практически же он был русским. Думаю, что дед крестился по совершенно конкретным причинам. Ибо прекрасно понимал, что ни он, ни его брат никогда не попадут в Медико-хирургическую академию, если не пройдут крещение, что это единственный путь. И я уверен в том, что тут громадную роль сыграл князь Голицын — один из самых ревностных проповедников крещения евреев. Это вообще совершенно поразительный случай — чтобы евреев приняли в академию именно в это время — в начале XIX века. Что касается крещения прадеда, то я, к сожалению, не могу установить, случилось ли это до крещения его сыновей или после. Но то, что прадед стал отъявленным антисемитом, тут уже никакого сомнения нет.
М.3.: – Наверное, не столько антисемитом, сколько ассимиляционистом: здесь (в документе № 11) не о национальном идет речь, а о конфессиональном.
Г.Д.: – Да, это вы правы, конечно. Здесь есть простор для интерпретаций, но я этим не занимаюсь. Моя сфера документы, факты.
Генрих Дейч
«Еврейские предки Ленина. Неизвестные архивные документы о Бланках»
Выдержки
Жизни и деятельности В. И. Ленина посвящены сотни и тысячи исследований, публикаций и литературных произведений. Можно однако заметить, что в советской литературе почти нет упоминаний о его предках но материнской линии Объясняется это тем, что, якобы, нет соответствующих архивных источников.
В зарубежных изданиях давно уже высказываются предположения о том. что объясняется это нежеланием советского руководства раскрыть тайну еврейского происхождения Ленина по материнской линии. При этом, однако, никаких подтверждающих это мнение документов авторы не приводят.
К чему привели бездоказательные рассуждения и утверждения некоторых зарубежных авторов можно судить по той дискуссии, которая развернулась на страницах одного из самых старых и солидных русскоязычных изданий — «Нового Журнала».
Начало дискуссии положила статья Н Валентинова «О предках Ленина», опубликованная в номере 61 этого журнала за 1960 год.
Многоопытный автор, лично знавший В. И Ленина и неоднократно беседовавший с ним. решительно утверждал: «В черносотенных кругах пытались доказать, что он еврей, что отсюда в Ленине течет еврейская кровь и все беды России, попавшей в руки Ленина, идут именно из этого вражеского источника. Но вне черносотенцев кое-кто тоже считал и считает Бланка евреем, но. конечно, крещеным. Так приходилось слышать, что якобы в архиве Синода обнаружены после октябрьской революции весьма мерзкие доносы Бланка на своих соплеменников. Ни один биограф Ленина о национальности Бланка не говорит. Где он родился, откуда он — не знаю, но уверен, что – и о том уже писал, — Бланк не еврей». Как видим: заявление ясное и четкое.
В связи с этой статьей Н. Валентинова в «Новом Журнале» №63 за 1961 г. появились две публикации, одна из которых подписана псевдонимом «Историк» и вторая, принадлежавшая автору вышедшей в 1948 году в Нью-Йорке и переведенной затем на 16 европейских и азиатских языков биографии Ленина — Д. Шубу под названием «По поводу статьи Н. Валентинова и письма в редакцию «Историка».
В своем письме «Историк» между прочим писал: «Между тем, я вовсе не черносотенец, но как историку мне этот вопрос интересен, и я помню, что года три тому назад в «Новом Русском Слове» была большая статья П. Берлина, утверждавшего, что Александр Давидович Бланк, родом из Одессы, был крещеным евреем и что в Синоде нашли дело о переходе его в православие. Ясно, что отец А. Д. Бланка. Давид Бланк был около 1801 г. торговцем и банкиром в Одессе, вероятно, переселившись туда из близкой Бессарабии. Доктор А.Д. Бланк, прослуживший 23 года (до 1847 г), наверное, дослужидся до статского советника (чин V класса)».
В своей публикации Д. Шуб, безусловно утверждая еврейское происхождение Ленина, ссылался на свои беседы с известным историком российского еврейства — С. Гинзбургом и редактором нью-йоркской газеты «Форвертс» — А. Каганом, которые ему сообщили ряд важных деталей, в частности, что С. М. Гинзбург лично видел в архиве Синопа папку с документами о еврейском фельдшере из Одессы по имени Александр Бланк, написавшем много доносов на евреев вообще и служителей религии в особенности. Гинзбург также сообщил, что эту папку вскоре после революции увезли в Москву. Не соглашаясь с утверждением некоторых исследователей в том, что и бабка Ленина была еврейкой, Шуб добавляет: «Что же касается ее мужа, Александра Бланка, то, несомненно, что он был еврей из Одессы фельдшер Александр Бланк, принявший православие, автор доносов на своих соплеменников».
* * *
Насколько ревниво относятся ко всему тому, что имеет отношение к этой теме в среде партийного и государственного руководства страны, можно судить по истории с писательницей Шагинян:
Известная писательница Мариэтта Сергеевна Шагинян много лет собиравшая и публиковавшая материалы о семье Ульяновых, в один из своих приездов в Ленинград для работы в Центральном государственном историческом архиве СССР неожиданно обнаружила (говорят даже, что ей принесли в гостиницу «Астория», где она жила) документы о еврейское происхождении деда Ленина А.Д. Бланка.
Ошеломленная писательница сразу же поехала в Москву, где сообщила о своём открытии тогдашнему секретарю ЦК КПСС, кажется, Л. Ф. Ильичеву.
Утверждают, что секретарь ЦК предложил М.С. Шагинян забыть о том, что она узнала и, конечно, никому об этом не говорить и не писать.
Между тем в архивных кругах разразился крупный скандал. Дело в том, что по существующим в Советском Союзе правилам все документы, связанные с Лениным, должны храниться в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и не могут быть опубликованы без разрешения этого института. По существующим правилам документы не могут выноситься из архива. Нарушение этих правил рассматривается как нарушение государственной тайны.
В случае с М. Шагинян оба правила были нарушены, и это дало повод партийному руководству страны учинить разнос архивному руководству и ряду сотрудников ЦГИА СССР.
Обнаружив в 1977 году документы о еврейском происхождении Ленина, я начал думать о том, что с ними делать? Как ученый, большую часть своей жизни посвятившим Лениниане, я понимал, что правильней всего было бы опубликовать свою находку в научном журнале, и тем самым положив конец всевозможным догадкам, домыслам и кривотолкам. Однако мой многолетний опыт работы над этой тематикой, история публикации своих работ о Ленине, мои неудачные попытки получить интересующие меня материалы говорили о том, что в СССР я никогда этого сделать не смогу (дело было в 70-х годах!). История с М. Шагинян, которая мне была известна, правда, из вторых рук, только укрепила меня в этом.
Все эти обстоятельства, а также ряд личных соображений привели меня к мысли опубликовать свои находки за рубежом.
Между тем в стране, где началась перестройка, и в числе прочих появились антисемитские группы типа «Память», я все чаще задумывался над тем, стоит ли вообще публиковать найденные документы?
И в это самое время мне переслали из Ленинграда статью М. Штейна «Генеалогия род Ульяновых (или Какие тайны хранят до сих пор сейфы Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС)».
Статья под таким названием была опубликована в газете ленинградских писателей «Литератор» № 33(43) за 1990 год на страницах 4-5. Статья не только интересная, но и ценная. Ее автор Михаил Штейн занимался Ленинианой и был лично знаком с писательницей Мариэттой Сергеевной Шагинян — автором ряда книг о семье Ульяновых, с которой находился в переписке.
Главная ценность статьи М. Штейна состоит в том, что он, кажется впервые, опубликовал архивные документы о предках Ленина, о которых не знали не только рядовые читатели, но и специалисты, а также три письма к нему М. С. Шагинян, которые полностью проясняют ее благородную позицию в истории с документами о предках Ленина и преследования сотрудников архива.
Честь открытия этих документов принадлежит, видимо. А.Г. Петрову, который их обнаружил в Центральном государственном историческом архиве СССР в Ленинграде в конце 1964 года, а затем, вероятно, независимо от него их же обнаружил и М. Штейн 3 февраля 1965 года. Так или иначе, но впервые опубликовал их последний. Из его статьи следует, что фотокопии этих материалов были в руках у М.С. Шагинян, которой однако не позволили даже упомянуть их в своих сочинениях о Ленине.
Из статьи М. Штейна остается не совсем ясным: передали ли найденные ими документы М. С. Шагинян автор статьи и А. Г. Петров или она их обнаружила сама. Скорее всего, первое.
Рассказав о крещении братьев Бланк, М. Штейн от себя добавляет «Крещение было учинено в Самсониевском (Сампсониевском?) соборе в июле 1820 года. Восприемниками Израиля Бланка стали граф Александр Апраксин и жена сенатора Дмитрия Осиповича Баранова — Варвара Александровна. Восприемником его брата Абеля стал сенатор Д.О. Баранов и жена действительного статского советника Елизавета Шварц. В честь своих восприемников братья Бланк взяли имена Александр и Дмитрий, а Александр взял отчество Дмитриевич в честь восприемника своего брата — известного общественного деятеля, поэта и шахматиста». (Добавлю от себя: Баранов был еще и знакомым А.С. Пушкина, который подал за него голос при избрании Дмитрия Осиповича членом Академии).
Автор сообщает далее, что до марта 1965 года в том же архиве хранились документы о поступлении братьев Бланк в Петербургскую медико-хирургическую академию (шифр дела М. Штейн не приводит), в числе которых были: аттестаты, полученные ими в Житомирском поветовом училище (к сожалению, без указания дат), и свидетельство о крещении, выданное им священником Федором Барсовым. Там же были обязательства братьев строго соблюдать все требования, которые накладывало на них принятие православия.
Нам трудно сказать, почему М. Штейн ограничился лишь перечнем этих документов, а не привел их копий, что снижает их научную значимость, но он сообщает о том, что после марта 1965 года в описи сделана пометка «Выбыло», но не указано, что выбыло оно в Центральный партийный архив ИМЛ при ЦК КПСС.
В свете новых данных, представленных в статье М. Штейна, наша публикация документов приобретает особое значение. Из нее следует, что ни сотрудники архива, которые десятки раз перерыли все дела в поисках «крамольных» документов, ни исследователи, в том числе и А.Г. Петров и М. Штейн, не смогли обнаружить публикуемые документы и сообщить их точные шифры. Последнее следует особенно подчеркнуть так как, вероятно, после нашей публикации найденных документов, они будут изъяты из ЦГИА СССР и запрятаны в сейфы Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и сделаются недоступными для исследователей.
Документы
№1. 1820 г., июля до 31
Сообщение руководства императорской медико-хирургической академии в Петербурге о прошении крещеных евреев — братьев Александра и Дмитрия Бланков на имя министра Духовных дел и народного просвещения князя А. Н. Голицына о принятии их студентами (воспитанниками) этой академии.
Центральный государственный исторический архив СССР в Ленинграде (ЦГИА СССР) фонд №1297 — Медицинский департамент министерства внутренних дел, опись 10. 1824 г. Самого прошения в деле нет. Есть изложение его содержания. Не исключено, что в личном фонде А.Н. Голицына, хранящегося в рукописном отделе ГПБ в Ленинграде под № 203, имеются какие-либо материалы о Бланках.
№2. 1820, июля 31
Предложение министра духовных дел и народного просвещения князя А. Н Голицына руководству императорской медико-хирургической академии в Петербурге за №2479 о принятии о студенты академии крещенных евреев — братьев Бланков.
Самого предписания в деле нет, а лишь изложение его содержания.
№ 3. 1822, июль 21 – август 9
По определению конференции императорской медико-хирургической академии в Петербурге от 10 июня 1822 года с 21 июля по 9 августа производились испытания воспитанников (студентов) для перевода их на следующий курс (следующий класс). На основании этих испытаний воспитанник II класса Александр Бланк удостаивается звания студента III класса, по первому отделению, с награждением его книгами Консбруха — Терапия и Теккера — Лечебник.
Дмитрий Бланк переводится на этот же курс по третьему отделению.
ЦГИА СССР. Ф. 1297, оп.10.1822 г., ед.хр. 47. лл. 46-49.
№ 4. 1824 г., до 2-го апреля
Отношение императорской медико-хирургической академии в департамент народного просвещения с просьбой прислать в академию личные дела студентов Александра и Дмитрия Бланков, поступивших в академию по распоряжению этого департамента.
ЦГИА СССР. Ф. 1297, оп. 10. 1824 г., ед.хр. 10. лл. 119-119 об.
№5. 1824 г., апреля 19
Мемория (памятная записка, выписка) конференции императорской медико-хирургической академии от 19 апреля 1824 года.
«Определили: отнестись относительно Бланков в Медицинский Департамент министерства внутренних дел».
ЦГИА СССР. Ф. 1297, оп.10. Медицинский департамент перешел в ведение МВД 4-го ноября 1819 г.
№ 6. 1824 г., июля 19
Выписка из протокола заседания и приложение к протоколу конференции императорской медико-хирургической академии от 19 июля 1824 года № 24:
Из числа казенных медицинских воспитанников удостоены звания лекарей по медицинской части… второго отделения – Бланк Александр.
Из волонтеров по части медицинской оказались достойными звания лекарей.. второе отделение — Бланк Дмитрий».
ЦГИА СССР. Ф. 1297, оп.10., лл. 200-201.
№ 7. 1824 г., июля 19
Казенных воспитанников Александра Бланка, удостоенного звания лекаря медицыны… конференция, по слабом их здоровьи, находит неспособными к военной службе, но сообразно их прошениям, полагает: определить по части гражданской.
ЦГИА СССР. Ф. 1297, оп.10. л. 203.
№ 8. 1824, июля 19
Выписка из протокола заседания конференции медикохирургической академии: Т
«XIV. Поелику между окончившими курс учения находятся из податных сословий как то… Равномерно Александр и Дмитрий Бланки, восприявшие святое крещение из евреев и принятые в Академию по предложению г. Министра Духовных дел и Народного просвещения от 1820 г., июля 21 дня № 2479 объявили, что они состояли записанными по городу Житомиру в мещанстве, документов же увольнительных от общества никаких не предоставили, кроме свидетельства о крещении, то с приложением оного в подлиннике просить г. управляющего министерством внутренних дел учинить, куда следует представление об исключении их на основании указа Правительствующего Сената в августе месяце 1820 г. состоявшемуся, из прежнего состояния».
№ 28377. 1820 г., 13 августа
Сенатский. — О исключении евреев, принявших христианскую веру, из еврейских обществ, и из тех окладов, в коих они до принятия христианской веры состояли.
(Полное Собрание Законов, том XXXVII. №28377, с. 410-411).
ЦГИА СССР. ф. 1297. оп. 10.1824 г., ед.хр. 10. лл. 206-206 об. Упоминаемый указ Сената приводится в приложении.
№ 9. 1824 г., июль?
Обсуждение в 1-м Департаменте Сената дела о воспитаннике медико-хирургической академии Александре Бланке и вынесении по этому делу определения и составления по этому поводу журнала № 123, статья 25 и журнала № 148, ст. 14 (2193).
Из документа № 9 видно, что министр внутренних дел действительно сделал представление Сенату, который его сразу обсудил и принял положительное решение.
№ 10. «Список лиц, окончивших курс в императорской медико-хирургической (ныне Военно-медицинской) Академии с 1801 по 1898 г.
1824 год.
«Удостоены звания лекарей по медицинской и ветеринарной частей…
Волонтеры …Бланк Александр
Пенсионеры… Бланк Дмитрий.
№11. 1846 г. 26 октября
Представление министра внутренних дел Льва Перовского императору Николаю I записки крещеного еврея Бланка о мерах побуждения евреев к переходу евреев из иудейской веры в христианскую.
«Из Комиссии прошений препровождена ко мне присланная на Высочайшее имя записка проживающего в Житомире крещеного 90-летнего еврея Д. Бланка, коего два сына получили лекарское звание, один умер, а другой состоит и поныне штаб-лекарем на службе. Старец этот, ревнуя к христианству, излагает некоторые меры, могущие, по его мнению, служить побуждением к обращению Евреев.
Предложения Бланка состоят в том. чтобы запретить Евреям ежедневную молитву о пришествии Мессии и повелеть молиться за Государя Императора и весь августейший дом Его. Запретить Евреям продавать христианам те съестные припасы, которые не могут быть употребляемы самими Евреями в пищу, как например квашенный хлеб во время пасхи и задние части битой скотины, запретить также христианам работать для Евреев в субботние дни. когда сии последние, по закону своему, работать не могут.
12 октября 1846 г.
Лев Перовский
№ 237»
На представлении (докладе) Перовского имеется резолюция: «Высочайше повелено препроводить в Комитет о еврейских делах.
26 октября 1846 г. В Царском селе».
ЦГИА СССР, фонд Департамента духовных дел иностранных исповеданий министерства внутренних дел (фонд № 821). опись 11. 1846 г., ед. хр. 21 л. 161.
Приведенные материалы позволяют документально подтвердить следующие факты, касающиеся предков Ленина с материнской стороны (Бланков):
1) О еврейском происхождении Владимира Ленина (Ульянова)
Документы I, 2, 5, 8, 9, 11 свидетельствуют о том, что прадед Ленина — Дмитрий Бланк и его дед — А.Д. Бланк — были евреями, но затем крестились и приняли христианскую веру. А.Д. Бланк принял христианство не позднее 1820 года, что позволило ему поступить в этом году в Императорскую медико-хирургическую академию и закончить ее в 1824 году. При выпуске из академии ее руководство ходатайствовало перед министром внутренних дел о том, чтобы он возбудил у перед Сенатом вопрос об исключении Бланка, на основе указа от 13 августа 1820 года за №28377 из оклада и освободил от налогов. Такое решение Сенат принял, о чем имеется специальное определение и журнал.
Точное время перехода в христианство прадеда Ленина — I Д. Бланка установить не удалось, но было это не позднее 1846 года.
Министр внутренних дел Л. Перовский свидетельствует, что Д. Бланк, «ревнуя христианству», представил Николаю I записку о мерях правительства, которые, по его мнению, могли бы побудить евреев к переходу в христианскую веру.
2). Об образовании и службе А.Д. Бланка
Документы 2, 3, 6, 7 свидетельствуют о том. что А.Д. Бланк хорошо учился и успешно закончил медико-хирургическую академию, был по состоянию здоровья освобожден от службы В армии. Есть документальные данные о том, что он занимался практической врачебной деятельностью с 1825 по 1889 год. Если эти данные верны, то он, несомненно, должен был встречаться со своим внуком Владимиром Ульяновым, который с 1871 г. неоднократно бывал в имении своего деда в селе Кокушкино.
В качестве врача А.Д. Бланк имел до 1847 года чин коллежского асессора, а после этого вплоть до своей отставки с государственной службы — чин надворного советника. Был награжден медалью за «беспорочную службу».
3) О дворянстве А.Д. Бланка.
Из документов видно, что А.Д. Бланк, живя в Кокушкино Лаишевского уезда Казанской губернии, не позднее 1847 года возбудил перед Казанским дворянским депутатским собранием ходатайство об утверждении в дворянстве.
Казанское дворянство сразу поддержало это ходатайство перед Сенатом, но Департамент Герольдии Сената утвердил ходатайство только через 12 лет. Причину такой волокиты установить не удалось. Есть основание думать, что все материалы, связанные с делом о дворянстве Бланка, оказались в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, который держит их в абсолютной тайне.
Разные заметки
1) Можно с уверенностью утверждать, что в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма имеются материалы о еврейском происхождении предков Ленина по материнской линии, но они тщательно хранятся и держатся в полном секрете. Приведенные документы подтверждают это.
2) Впервые публикуемые нами документы дают основание утверждать, что все участники дискуссии начала 60-х годов на страницах «Нового журнала» (№61, 1960 и №63, 1961) в той или иной степени ошибались: Н. Валентинов в своем утверждении о том, что А.Д. Бланк не был евреем: «Историк». П. А. Берлин. С. Г. Гинзбург. А. Каган и Д. Шуб. утверждавшие. что дедом Ленина был крещенный одесский фельдшер Александр Давидович Бланк, автор многочисленных доносов.
Сколько мне известно, Александр Дмитриевич Бланк никогда не был фельдшером в Одессе, а родился в Волынской губернии и окончил поветовое (уездное) училище в городе Житомире той же губернии. Вышел в отставку с чином надворного советника, а не статского советника, утвержден в дворянстве в 1859 году, по данным 10-й ревизии 1857 года владел 346 дес. земли и крепостными крестьянами, находившимися на барщине. Думаю, что Александр Давидович Бланк, одесский фельдшер, принявший христианство и писавший доносы на своих соплеменников, дело которого видел в архиве Синода С. М. Гинзбург, совсем другое лицо, фамилия и инициалы которого просто совпали с фамилией и инициалами деда Ленина.
Г.М.Дейч
Беседу Михаила Золотоносова с петербургским историком-лениноведом Михаилом Штейном, автором книги «Ульяновы и Ленины. Тайны родословной и псевдонима», – читайте здесь.
- На заставке фрагмент картины И. Бородского “В. И. Ленин в Смольном”. 1930
- Час пик. 1991. 22 июля. № 29
- Письмо «ветерана войны и труда» Е.Н. Рухлядева главному редактору «Часа пик» Наталье Чаплиной
- Г.Дейч. «Еврейские предки Ленина: Неизвестные архивные документы о Бланках» (Нью-Йорк: Телекс, 1991)