Памяти художника, который сделал видеоарт высоким искусством

В Калифорнии в возрасте 73 лет скончался знаменитый видеохудожник Билл Виола. Для петербургского зрителя, особенно тех, кто редко или совсем не выезжал за пределы страны, этот художник был окном в современное искусство. Точнее, в ту его значительную часть, которая в 1980-е – начале 2000-х годов была связана с многовековой европейской культурной традицией.

 Не случайно, Виолу так любят большие российские музеи. В далеком, почти легендарном 1996 году в Русскому музее состоялась выставка «У предела», где были представлены работы звезд западного видеоарта. Там была показано раннее видео Виолы «Наука сердца» (1983) – пронзительная документация хирургической операции на открытом сердце.

Потом был Эрмитаж, где в 2003 году было показано видео «Приветствие» (1995). Это был символический дар Петербургу к его 300-летию. Тогда мы увидели, как художник создал по мотивам картины Якопо Понтормо 1528 года современную версию встречи евангельских Марии и Елизаветы. Виола вел съемку на специальной технике со скоростью 300 кадров в секунду. Это позволило растянуть минутную запись на десять минут эмоционального зрелища, без потери четкости изображения.

В 2009 видеоинсталляция «Квинтет Памяти» (2000) была показана в потерне Петропавловской крепости (Музей истории Петербурга). 

В 2014 году снова Эрмитаж: видеоинсталляция «Море безмолвия» (2002). Тогда художник приезжал в Петербург и удивил зрителей своей скромностью и немногословием.

В 2018 году «Море безмолвия» было приобретено для Эрмитажа на меценатские средства и теперь находится в постоянной экспозиции в Главном штабе.    

А еще была постановка оперы Рихарда Вагнера «Тристана и Изольды» в Концертном зале Мариинского театра, где Виола был автором важного видеоряда (2008) и показ в 2019-м в БДТ видеоработ «Три женщины»(2008) и «Квинтет изумленных» (2000).

Если говорить простыми словами, то Виола приучил тех, кто интересуется искусством, что видео может быть не только бессмысленным мельканием пестрых картинок, но может нести глубокие и одновременно эмоциональные послания.

Мир его праху.     

Борис Вадимов

Подробная биография художника – здесь.