В Эрмитаже открылась выставка, жанр которой Михаил Пиотровский, генеральный директор музея, определил как «выставка-дискуссия». На ней всего три картины, в каждой есть подозрения на руку Леонардо да Винчи.
В 2017 году на аукционе Christie’s принц Саудовской Аравии выложил за картину «Salvator Mundi» 450 млн долларов. Это на сегодня абсолютный рекорд стоимости произведения искусства всех времен и народов.
И перед широко разрекламированными торгами, ни, особенно, после них, никто на 100 процентов не утверждал, что это полотно, датируемое «между 1499 и 1510 годами», создано Леонардо да Винчи. Речь шла о том, в какой степени кисть мастера могла касаться этого полотна. И если даже в самой минимальной, то это Леонардо. Именно поэтому риск покупателя многими считается оправданным. Любопытно, что в 1958 году «Спаситель мира» стоил 60 долларов, в 2005-м – 10 тысяч, в 2013 – 127,5 млн долларов.
История «Спасителя» вернула мировую моду на атрибуции и переатрибуции картин Леонардо, которая подзатихла в конце ХХ века. Две картины, показанные на выставке, принадлежал частному петербургскому Музею христианской культуры.
«Битва при Ангиари» датируется 1505 годом. Известно, что в 1503 году художник получил заказ на роспись зала Большого совета в палаццо Веккьо во Флоренции на тему победы флорентийцев над миланцем Медичи в 1440 году. Живых свидетелей битвы уже не было, Леонардо включил фантазию и стал рисовать грандиозный эскиз (так называемый картон) в натуральную величину. На нем изображена схватка конных и пеших воинов за знамя. В центре композиции (с мечом) – кондотьер Никколо Пиччинино, воевавший за миланцев. Слева его сын Франческо, который пытается спасти штандарт. Им противостоит кондотьер Пьетро Джампаоло Орсини, работавший на флорентийцев.
Работа над росписью не была завершена: краска на масляной основе плохо держалась на штукатурке. Художник решил не продолжать, фрагменты росписи сохранялись до 1560-х годов, породив массу реплик, как живописных, так и графических, которые разошлись по миру. Увы, судьба оригинального картона Леонардо неизвестна, вероятно он не сохранился. О нем можно судить по подробному описанию Джорджо Вазари. Но сохранились несколько небольших подготовительных рисунков.
Главная загадка – появление представленной в Эрмитаже картины, созданной на панели из трех тополиных досок. В 2019 году она была приобретена нынешним частным владельцем на аукционе как произведение «последователя Леонардо» с датировкой – середина XVI века. Изучение картины в Эрмитаже, в том числе, технико-технологическое, показало, что датировка века – правильная, а под красочным слоем с изображением главных персонажей находится рисунок, сделанный левой рукой.
Как известно, Леонардо был левшой. Сопоставление с известными рисунками художника работают в пользу его авторства. Второстепенные персонажи нарисованы позднее другим автором.
Сторонники версии, что петербургский вариант «Битвы при Ангиаре» создан при участии Леонардо, упирают на высокое качество изображения центральных персонажей.
Версия появление доски такова – на ней Леонардо после первых беглых рисунков отрабатывал композиционное и цветовое решение росписи. А после того, как в 1512 году стало ясно, что роспись не будет завершена (власть во Флоренции поменялась), доска попала к одному из учеников мастера, которые дорисовал ее по своему разумению и таланту.
«Мадонна в скалах» относится к 1508 – 1512 годам. Два варианта этого сюжета кисти Леонардо – более ранние – давно известны. Один находится в Лувре, второй, созданный вместе с учениками, – в Национальной галерее в Лондоне.
В 1980-х годах в итальянских архивах были найдены документы, из которых следует, что в 1508 году Леонардо и его коллега Джованни де Предис подрядились нарисовать еще одну, третью версию «Мадонны в скалах». Как она бытовала в дальнейшем – неизвестно, но с нее было сделано несколько гравюр.
В 1957 году картина, перенесенная на холст с дерева, была продана на аукционе как произведение Леонардо. Тогда это событие не вызвало никакого медийного резонанса.
В Петербург «Мадонна» попала несколько лет назад из Великобритании. Эксперты считают, что она создана Леонардо вместе с учениками. Мастеру принадлежит правая часть – младенец Иисус и архангел Гавриил, левую часть – Деву Марию и младенца Иоанна Крестителя – изображали ученики.
Показ дополняет эрмитажная картина «Ангел». Почти 200 лет назад она попала в России как Леонардо. Но в эрмитажных каталогах XIX века уже значилась как «школа». Татьяна Кустодиева, крупнейший российский специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения, считала, что ученик был одаренным.
Для желающих погрузиться во все подробности этих картин к открытию выставки издан альбом, включающий статьи российских и итальянских специалистов по творчеству Леонардо.
Борис Вадимов