Вечернее время для перевозки двух львов из реставрационных мастерских на Адмиралтейскую набережную было выбрано для того, что грузовая машина меньше стояла в пробках. Холостая работа двигателя создает неполезные вибрации для скульптур из выколотной меди.
Прежде чем послушать Христину Шумилову, заместителя генерального директора реставрационной мастерской «Наследие», про выполненные работы, потребовался небольшой ликбез.
Медный лев (состоит из 29 спаянных фрагментов толщиной 1-3 мм) припаян к подставке из той же меди. Она имеет форму прямоугольной коробки, состоит из 9 медных пластин и называется «плинт». Внутри плинта имеются 4 уголка, которые фиксируют льва на чугунной двухъярусной конструкции с «волютами» (завитками). Она называется пьедестал. В свою очередь, этот пьедестал держится на гранитном постаменте силой собственной тяжести.
В ходе нынешней реставрации льва взвесили: он потянул на 234 кг, пьедестал – на 1488 кг. Но это лирика. Серьезная работа: отделили постамент от плинта со львом. Удалили на льве все красочные слои и шпаклевку, сделали пайки на оловянно-свинцовом припое в местах разрывов, с помощью ХГДН (холодное газо-динамическое напыление) меди на поверхность меди утолщили львов, не искажая пластику. Потом грунтование, дошпаклевка и финальная окраска в цвет патинированной бронзы.
По пьедесталу работы были такие: расчистка чугуна, восполнение утраты в историческом материале, переборка всех элементов включаю «волюты», сборка обратно с прочеканиванием швов свинцом и окраска.
Чтобы не возникало гальвано-пары «медь-чугун», между плинтом и пьедесталом проложен свинец.
Речь шла об одном льве. Для полного представления о реставрации все умножается на два.
Вадим Шувалов