«Месть Мавра», или Трагедия  в форме рондо

Featured Video Play Icon

Впервые я услышал «Рондо» Пёрселла из сюиты «Абдельазер, или Месть Мавра» на коротких волнах. Эта музыка раздавалась в нашей квартире из радиоприёмника «Эстония – 006» всякий раз, когда отец ловил Би-Би-Си (или «Голос Америки?»), и мы поглощали, стараясь ничего не упустить, очередной выпуск радиоцикла “Красный царь”, рассказывавшего о И.В. Сталине…

Фабула «Абдельазера», в которой угадываются аллюзии на «Гамлета»,  столь же трагична, сколь и старинный шекспировский вымысел, и новейшая российская реальность.

Абдельазер – плененный Мавр, живущий при дворе короля Испании Филиппа, жаждет мести: отец Абдельазера был убит Филиппом в сражении.

Коварный Абдельазер становится любовником королевы. Вместе они отравляют короля Филиппа, а также убивают наследника трона принца Фердинанда.

Абдельазер и королева пытаются умертвить второго наследника короны – принца Филиппа. Но благородный мавр Осмин предупреждает принца…

Абдельазер совершает ещё несколько гнусных поступков:  предает Королеву и приказывает ее убить, после чего пытается сперва обольстить, а потом изнасиловать принцессу Леонору, которую спасает все тот же Осмин.

Как и в «Гамлете», и в российской истории, до «хэппи-энда» не доживают не только негодяи, но и пошедшие у них на роковом поводу: Абдельазер с помощью Осмина взят в плен и убит. Филипп, законный наследник, восходит на трон. Но его отец и мать – погибли…

Пьесу в 1676 году написала Афра Бен – первая профессиональная английская писательница и драматург, разрабатывавшая галантно-эротические сюжеты, бисексуалка и секретный агент короля Карла II в Нидерландах.

Ее жизнь также была непроста: Афра Бен успела побывать и в Африке на сахарных плантациях, где много общалась с чернокожими рабами и впоследствии романтизировала их образы, и в долговой тюрьме…

В 1695 году, в последний год своей жизни, Генри Пёрселл сочинил музыку к пьесе, ставшую одним из самых известных его произведений…

Но вернемся в нашу минималистскую хрущевку, в 1970-е… Тревожно-величественный Пёрселл звучал в начале и конце каждого выпуска цикла «Красный царь»… С тех пор эта магическая музыка стала частью моего музыкально-политического кода, если так можно сказать.

Сегодня вспомнил об этом и, начал искать на Ютубе «Рондо» Пёрселла. И нашёл очень хорошее исполнение – запись выступления Симфонического оркестра Донецкого музыкального колледжа им. С.С. Прокофьева, дирижер – Сергей Кравченко. Небольшой, вероятно, училищный зал. 2017 год…

Думаю, музыканты Донецка, к тому времени уже третий год находившегося в центре беспросветного военного противостояния, выбрали эту композицию не случайно…

«Пёрселловский» музыкально-политический код осложнился для меня новыми трагическими коннотациями…

Даниил Коцюбинский